Ф о т о р е п о р т а ж и

Узбекистан. Бельдерсай, Чимган, горные лыжи сноуборд.


январь 2007

Узбекистан 2007
Бельдерсай, Чимган


Узбекистан Бельдерсай, Чимган


Узбекистан Бельдерсай, Чимган


И тогда я решил распроститься с Москвой,
И вдвоём со своею ещё не вдовой
В том краю провести свой досуг трудовой,
Где сверкают Чимганские горы.


Загадочное место, мало от кого можно услышать впечатления от края катания Узбекистан. Бельдерсай, Чимган - места на слуху, а что там да как - покрыто неизвестностью, но манящие интригующие, не дающие покоя - мы должны там быть! Как будто края сногсшибательного фрирайда, как будто все сложно и по-черному. Как будто в Узбекистан ездят за Хели-ски, но там не адекватно дорого. Надо все узнать самим и понять загадку, почему такое снежное горное место, но не пользуется популярностью. Узбекистан Бельдерсай, Чимган

Как добраться

Первое - перелет. Увы (( Дорого. Мы летели Узбекскими авиалиниями. Наш билет выходил в сумму 500 долларов. Но вот большая часть компании дождались скидок "Аэрофлота" и летела гораздо дешевле, что сразу увеличило количество желающих к нам присоединиться. От Ташкента до Бельдерсая - 80 км по неплохой дороге. В Узбекистане мне вообще понравилось дорожное покрытие. Кое-где - асфальт идеальный, иногда хуже, но в целом на скоростях, с которыми носятся узбекские водители, неровности вообще не ощущаются. Трассы же широкие комфортные, но…. Ладно, приколы местного менталитета поведения на дорогах позднее. В семь утра, когда нас везли от аэропорта, чего-то необычного для себя мы не заметили.
Аэропорт на первый взгляд красивый современный. У меня тут же сложилось впечатление, что Узбекистан ориентирован на Европу. Культурно так все, чисто, и…. раздолбайская лента выдачи багажа. Она скрипела, зависала, тупела. Мы в шоке наблюдали, как узбеки запрыгивали на эту ленту, скакали по ней, выхватывая свои сумки буквально их рук грузчиков. Стояла брань на тарабарском наречии. И вот так, мы мгновенно опустились на пару веков назад. Немножко напряглись. Вылетели наши чехлы в безобразно грязном состоянии. А парочку чехлов, чтобы получить, нам пришлось понервничать. Они завалились куда-то в багажном отделении самолета, и их обнаружили не сразу.
Из Москвы, где зимы так до сих пор и не получилось в этом сезоне, мы улетали в промозглую теплую мокрую погоду, а Ташкент нас встретил морозцем и снегом - вот парадокс! Узбекистан Бельдерсай, Чимган
Мы поехали в компании школы СноуПро, небольшой, необычно для неё, компании - всего 17 человек. Нас было шесть сноубордистов и остальные - лыжники. Встречал и сопровождал в течение всего отдыха нас гид из ташкентской туристической конторы Макс. К нему мы за эти дни сильно привязались, его отсутствие нами воспринималось… болезненно, и когда он вдруг объявлялся, мы радовались как дети. "Мааакс!" - и опять новый вопрос или просьба.

Где жить

Второе - жилье на горе. Плохо. Нам было очень сложно понять, или скорее принять ситуацию, какова она была. В Узбекистане вообще много непонятного для нас, можно, конечно, все отнести к тому, что край чужой - Средняя Азия, может быть. В этой стране практически отсутствует частная собственность, а свой бизнес - непозволительная роскошь. Про то, как ведутся здесь дела, баек и удивительных историй мы наслушались предостаточно. Не успевали верить одному, как нам рассказывали что-нибудь другое. База Бельдерсай, на которой мы останавливались, принадлежала государству. Конкуренции у базы нет. То есть, нам говорили, что есть ещё какое-то жилье на Чимгане, но в Бельдерсае - жить можно было только на базе. Варианты - либо центральная гостиница, роскошная и дорогая, либо небольшие четырехместные коттеджики, в которых нас и разместили. Звучало амбициозно. Цена - 40 долларов с человека с трехразовым питанием. Но, когда мы зашли в свой домик, постигло не то чтобы разочарование, скорее удивление… что это? Уже не советские номера, но и далеко не высокого уровня. Угловатая мебель, незакрывающиеся косые двери, хотя красивого новомодного дизайна. Разбитые стулья, страшная сантехника, нагреватель воды, объема, мы сразу поняли: успевают мыться в горячей воде те, кто первее. А ещё было жутко холодно. Комнаты обогревали состарившиеся радиаторы… Но… что нам-то? Уже после сытного завтрака, номера стали теплее, а после первого катания и вовсе родными. В коттедже была веранда, две спальни по два человека и общая гостиная с диванами и телевизором. Но не было даже полотенец. Узбекистан Бельдерсай, Чимган
В гостинице с условиями все в порядке, но и стоила она дороже. Если в коттеджах мы никого кроме себя не заметили, то гостиница не пустовала. К ней ежедневно подъезжали дорогие машины, и мы недоумевали, как при рассказанных нам узбекских мизерных зарплатах, может существовать такая дорогая гостиница?
Мы ко всем приставали с вопросами - почему так? Почему здесь нет конкуренции? Не початый край - строй и зарабатывай… А потом нам объяснили, что из-за нестабильности ситуации, никто не вкладывает в долгосрочные проекты. И вот… стоят горы пустые…

Как кормят

Питание. Это плюс! Зачет! Или же все-таки минус? Питание в Узбекистане на убой. Иногда казалось, что нас хотят разорвать на части такой вкусной разнообразной и частой едой. Кормили везде отлично, где бы нам не приходилось есть. А лепешки! Одними им и можно бы питаться. Особенно тяжело было перенести ужин, поскольку он приходился на семь вечера, а обедали-то мы в половину пятого!!! Но мы справились.

Сколько что стоит

Цены. Очень не однозначно - то есть, какое-то не адекватно дорогое жилье, но все остальное при этом очень дешево. Подъемники, такси, продукты на рынках - цены, когда мы переводили на рубли, были для нас смешные. Деньги у нас водились пачками, и не потому, что мы шиковали, а такой уж здесь курс - куча тысяч сум. Иногда можно было наблюдать картину, как кто-нибудь, не стесняясь, несет деньги в полиэтиленовом пакете. Дешево обходился трансфер, и дешевый транспорт внутри страны - поезд или самолет. Проживание в гостиницах городов уже дешевле и интереснее - там как раз конкуренция - множество частных гостиниц, ухоженных, удобных, национальных.

Узбекистан Бельдерсай, Чимган


Как же все-таки кататься

Наконец, главное, ради чего мы приехали. Катание.

Бельдерсай

Мы приехали в субботу, уже часов в 12 отправились на гору. В Бельдерсае два подъемника - первый старинная деревянная двухкреселка на 25 минут, на её подсадку мы и приходили от нашей базы. Верхняя гора - бугель, стремительный, жесткий, по крутому склону он иногда аж отрывал от земли. Узбекистан Бельдерсай, Чимган
Склоны мне сразу же понравились - мягкие снежные. Накануне нашего приезда, рассказывали, валил снег, мы же катались в солнечные дни. Мы читали, что в Узбекистане триста солнечных дней в году. Из десяти дней, что мы провели в этой стране, 10 было как раз солнечных, возникал вопрос - а когда же успевает выпасть снег?
Само место катания - трассой язык не поворачивает назвать - находится в довольно-таки тесном пространстве. Узкий кулуар, с вершины горы ещё можно куда-нибудь отправится, но потом в любом случае очень скоро выезжаешь к ручью и траверсом через пролески и камни под канатку. Местность сильно каменистая, песочные скалы и деревья. Снегом полностью рельеф не закрывается. Или бесснежье затронуло и этот край? Народу в целом было немного, поэтому сильно не раскатывали, но раздражающие бугры после выходных сформировались.
У нас были занятия с инструкторами, где мы оттачивали свои движения. Вероятно, здесь впервые наблюдали такую работу, на нас смотрели с интересом. Местные гиды проводили с нами беседы на тему безопасности, рассказывали как и где можно кататься. Места не лавиноопасные, трагические истории здесь редки, или по причине отсутствия катающихся? Узбекистан Бельдерсай, Чимган
В воскресение был ажиотаж. Мы один раз спустились на кресельный подъемник, спуск по трассе под ним был ужасен, гораздо интереснее кататься под бугелем, но потом нам пришлось простоять в очереди 40 минут! Приехали кататься местные. На смешных старинных лыжах, корявые, неуместные. Даже уверенно катаюшихся встретить - большая редкость, не говоря о профессионалах. Странно так - горы в 80 км, а люди не отдыхают в них.
На следующий день, понедельник, мы разделились, две группы, в том числе и мы, сноубордисты, поехали кататься на Чимган, а остальные остались. Так вот, те, кто остались, были потрясены… Они пришли к подсадке к десяти, но креселку не включали. Сначала ждали, потом решили узнать, в чем дело. Оказалось, что не включают по причине отсутствия народу. "А мы?" - спросили наши лыжники. "А вас сколько?" "Семеро" "Ну, - ответили канатчики, - нам не имеет смысла включать только для вас, только от десяти человек!" "А… что же нам делать? Мы ж кататься приехали!" Молчание… Кое-как добились, чтобы хотя бы подняли наверх. Там, включали бугель на каждый подъем компании, потом выключали, дожидаясь, когда они спустятся опять. За весь день к ним подъехала ещё парочка горнолыжников. На будущее, нашему директору пришлось устроить небольшой переполох, и тогда нам включали канатку после нашего звонка, нам приходилось платить за десятерых, тогда нас поднимали. И катали на бугеле. В очередной раз мы поняли, что ехать сюда нужно большой и внушительной компанией, для массовости и серьезности.


Продолжение...