Ф о т о р е п о р т а ж и

Селигер
август 2002

Уже третий день город задыхался под действием жары и дыма, который не давал пробиться сквозь себя ни лучику солнца. Глядя на небо можно было подумать о сильной облачности, но всё это обман. Дым и запах костра наступал с каждым утром всё сильнее, и горожане в отчаянии ждали дождя, о котором синоптики лишь предполагали. К жаре за месяц настоящего лета мы успели привыкнуть, и даже духота стала привычным состоянием, но горящие леса и торфяники приготовили нам новое испытание, словно желая проверить выносливость людей. А люди, лишь немного сетуя на нежелание предпринимать хоть какие-то попытки к движению, всё равно отправлялись вперед, навстречу дню и его событиям. Только спорили экологи и медики, не опасно ли всё это для наших легких. Дышать становилось труднее, но мы продолжали существовать, подтверждая основное правило жизни: ко всему можно привыкнуть.

И вот в разгар такой воздушной неразберихи мы выезжали из города на запад, в сторону, противоположную пожарам и дымным ветрам. И, если раньше я наше предполагаемое путешествие оценивала, как отпуск, то в эти дни, я о нем рассуждала, как о бегстве от угара.

Наше путешествие чуть было не закончилось сразу же на МКАДе. Отчаянно скрипели тормоза, и наша шестерка вписалась-таки между иномаркой и несущимся газелем. Мы вздохнули с облегчением, хотя успокоились, конечно, не сразу.

Перед поездкой я смотрела в интернете рассказы и описания подобных путешествий других людей. Они, надо сказать, немного помогли в дороге. Я прочитала, что из двух дорог - одну через Тверь, другую через Ржев, - предпочитают первую, поскольку трасса Е-95 самим своим значением предполагает быть более благоустроенной. Хотя на ней как будто бы злобствуют гаишники. Осмотрев по карте обе дороги, мы выбрали её же. Е-95 в данный момент, вероятно, то же к 300-летию Питера, отчаянно ремонтируется, и в результате местами движение затруднено. Нам везло, пробки и в ту и обратную сторону мы наблюдали всегда нам навстречу. Но и наша скорость временами не превышала 70 км в час. Селигер

Гаишников мы видели два раза. В первый, уже когда ехали по тихой дороге за Торжком, они прятались как полагается в кустах. Их попытки заработать безнадежно обрывались согласно шоферскому кодексу о подобном предупреждать друг друга. А вот на обратной дороге, на окружной в Твери, где, несясь в огромном потоке грузовиков, мы не заметили поста, нас остановили, и превышение было нешуточное - 51 км. Да только получилось как-то уж очень забавно, когда гаишник, уже было начав выписывать протокол, вдруг взглянул на время, а потом вернул документы и сказал: "ладно… иди, у нас обед"…

Как только мы проехали границу между Московской и Тверской областью, дорога украсилась с обеих сторон развешанной рыбой. Даже мысль о покупке её на обочине была невкусной, не говоря уже о рыбе, которая продолжала коптиться во всё ещё дымной атмосфере, притом с примесью автомобильного угара. Нужно останавливаться возле магазинчиков или частных домов. В таком случае рыба лежит в прохладном помещении, а не на улице.

Место для отдыха в дороге я выбрала по карте правильно, и само по себе оно оказалось очень удачным. На берегу Иваньковского водохранилища, вдоль которого лежит часть пути, после деревень Мелково и Новомелково, будет небольшой съезд. Там многие останавливаются, чтобы перекусить или искупаться. Кажется, специально приезжающих туда отдыхать нет.

Ради интереса мы проехали в первый раз сквозь Тверь. Кстати, до того момента всё ещё было задымлённо и пахло гарью. Тверь тоже лежала в дурмане, несколько, правда, меньшем, чем Москва. На одном из съездов с моста, нас остановил гаишник проверить документы. Мы решили, что его заинтересовали московские номера. Белорусские права милиционера явно смутили, но, видимо, чтобы не показаться необразованным, он не стал узнавать, как делают каждый раз в Москве, имеет ли права водитель быть с такими.

Вскоре наши пути с двигающимся в Питер транспортом разминулись, и мы уезжали в глубь Тверской области навстречу воде и воздуху.

Торжок выплыл из-за горизонта вычурными аляповатыми, но интересными храмами, и я решила, что на обратном пути необходимо в нем остановиться.

Чем дальше мы уезжали от центра, тем меньше на дороге было машин, а вдоль дорог населенных пунктов. А уже ближе к Осташкову я вдруг поняла, что мир вокруг прояснился, и небо над нами засияло сперва слабой, но голубизной. Воздух! Небо! Как я успела, оказывается, по всему этому соскучиться, всего лишь за три или четыре дня московского тумана.

У нас были местные туристические адреса, распечатанные из интернета, что нам очень помогло сориентироваться. Мы поехали в гостиницу, кажется, она в городе единственная, и нашли её очень не плохой. Гостиница недавно отремонтированная, и, если бы не заедающие замки и недособранная мебель, а так же горячая вода по расписанию, то можно было бы ей поставить пять баллов.

Осташков мне понравился, тихий и сияющий. Он не выглядит опущенным, как большинство подобных меленьких глубинок России. Вероятно, благодаря туризму, и из-за этого постоянно курсирующими сквозь него людьми. От дыма и гари, ещё недавно так занимающего наши легкие, не осталось и следа. Небо было ярким и голубым, а воздух прозрачным и ясным.

Мы, как и полагается, осмотрели достопримечательности, прогулялись по набережной, искупались. Особенно нас впечатлил небольшой кусочек города, обнесенный каменной стеной, либо стилизованной под старину, либо действительно древней. Этот район называется "рабочий городок", что написано на табличках каждого здания внутри. А в центре стоит красный величественный храм. Селигер

В местном агентстве мы заказали себе на три дня тур базу, и на следующий день покинули городок.

Турбаза, на которую нам предложили поехать - "Селигер". Она находится на небольшом полуострове озера. Огромная территория, которую всю мы так и не обошли. Главный каменный корпус, напоминающий старинную усадьбу, стоит в центре. Перед ним спортивные площадки для волейбола, футбола и бадминтона. Еже вечерне, база ведет очень активную спортивную жизнь - занято всё и предостаточно. За корпусом небольшой рынок, в виде прилавка, где всегда продаются фрукты овощи, и на несколько часов в день кто-нибудь раскладывает рыбу. Корпус администрации. Корпус столовой, которая обеспечивала наше трехразовое питание. В проспектах написано, что на базе отдыхают до тысячи человек. Все они в две смены кушают здесь. В лучших традициях советского общепита - и атмосфера бесконечного ряда столиков с номерами и звоном алюминия об тарелки, и вкус небрежно выглядящей еды (компот из сухофруктов!). Селигер

После любого приема пищи обязательно все устремлялись в магазин, расположенный так же на территории базы недалеко от столовой. В первый раз мы подумали, что это случайность, но, когда поняли такую закономерность, она нас позабавила. Выстраивалась длинная очередь из отдыхающих, пытающихся скупить весь ассортимент, и, чтобы купить несчастную бутылочку пива, нам, порой, приходилось проводить в магазине времени до получаса.

Кроме двух каменных корпусов, на базе много деревянных построек с дешевыми номерами и удобствами на улице. Эти домики спрятаны по всей территории базы, и выглядят более уютно, чем, например, наш номер в центре здания. Озеро окружает базу в трех сторон, но к каждому берегу нужно идти.

На базе есть прокат велосипедов, лодок. Есть бильярд (разбитый, но играть можно), теннисные столы. Ежедневно отходят какие-нибудь теплоходные экскурсии. Номер у нас был опрятный, только немного поизносившийся, как во общем-то и многое на базе.