Ф о т о р е п о р т а ж и

На машине по Краснодарскому краю на море

сентябрь 2008

Москва - Ростов-на-Дону - Геленджик - Дивноморск - Новороссийск - Абрау-Дюрсо.
На машине по Краснодарскому краю на море.
Автопутешествие, сентябрь 2008

Поездка получилась несколько спонтанной. Мы не собирались ехать на Черное море. И совершенно неожиданно для нас, что мы устроили себе подобный отдых. Мне кажется, я уже лет 6 не ехала куда-то просто так, т.е. ни на горных лыжах, ни на роликах, ни в поход. Просто так на море. Лежать и загорать. Хотя именно то, что можно поехать на машине, сделало нашу поездку осуществимой (экономия) и интересной для нас.
Мы наслышаны про трассу М4, что она ужасна. Что только по Московской области есть разделитель, а в основном дорога по одной полосе в каждую сторону. Оказалось, не совсем так. Мы впервые увидели именно для себя преимущество, что олимпиада будет проходить в Сочи. Дорогу строят. Расширяют. Облагораживают. Пока кусками, но мне показалось, что больше приятной дороги, чем недоделанной. Или потому, что мы всё время ожидали подвоха. По Московской области М4 - является магистралью. Дальше - обычная дорога. Иногда с двумя полосами в одну сторону, иногда с одной. Качество полотна периодически явно ожидает, когда его сменят. Но, что в отличие, например, от Ленинградки, населенных пунктов мало. Мы отметили, что на этой трассе в деревнях тормозят, а на Ленинградке просто забили на сброс скорости, иначе вообще никуда не уедешь. Гаишники стоят в основном на трассе, или там, где висят знаки ограничения скорости из-за ремонтных работ. Эти знаки забывают убрать. Как дураки все едут 60 по идеальной дороге, уже даже с разметкой. И стоит превысить, а тебя ждут!

Москва - Ростов-на-Дону - Геленджик - Дивноморск - Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Дольмены

Иногда ремонт дороги особенно активен, тогда средняя скорость снижалась до 20 км в час. А одно место нас просто вывело из равновесия. Ремонт моста через реку Дон в Верхнем Мамоне. 5 км машин с нашей стороны, и 8 - с обратной. Стоим наглухо. Продвижение очень незначительно. Все легковые уже по обочине, встречке или параллельной дороге в поле усвистали. Нас останавливал протест быть "неправильными" и низкий клиренс. Очередь в основном из фур. Полтора часа тупого ожидания непонятно чего вывело и нас. Мы вывернули на встречку и погнали. Одновременно тронулась колонна. Где-то уже перед мостом мы встроились обратно, и буквально сразу же увидели ментов на обочине. И то ли, успели в очередной прогон, то ли реально запустили движение. Проехали, и с ужасом наблюдали, что творится в обратном направлении, как мчатся по полям джипы и шестеры, объезжая пробку. Надеемся, что через неделю, когда нам обратно, уже всё доделают.
Выехали мы из Москвы в 6.30 (из дома район Отрадное), а в Ростов приехали 22.30. (16 часов, учитывая строительные пробки и прогулки с малышом).
Один раз нас остановили на посту, проверили документы на машину, скорее на подлинность. Один раз оштрафовали за превышение, когда за рулем сидела я. Ромка уже научился реагировать на засады, а меня светили в упор, я не снижала скорости.
В Ростове мы остановились на день у Ромкиной сестры. Ночью мы проехались по городу нормально, но с утра, когда отправились погулять в центр, были повержены в шок местным движением. Такого хаоса, пожалуй, мы не видели нигде. Хаос среди машин, которые лавируют из ряда в ряд без указателей поворотников, немыслимые развязки, круговое движение со светофорами. Пешеходы создают неменьший беспорядок на проезжей части. Они переходят где угодно, на светофорах никто не ждет зеленого, кажется, принципиально. Автомобилисты пешеходов не пропускают на переходах, а, когда мы пытались пропустить, то пешеходы так и не пошли. Центр Ростова - это хаотичная глупая пробка.
Город оставил в целом интересное впечатление. Непохожий на остальные. Наверное, южный темперамент имеет место. Сутолока из машин и людей. Но на первый взгляд чисто и красиво, вернее, интересно. Разношерстные дома. Толком нет набережной, почему-то в 11 утра все ларьки с мороженным закрыты. А на набережной только кафешки, погулять негде.
Только водить по городу страшно, я отказалась - хотя никто и не предлагал особо )))
Дальше мы поехали уже двумя машинами. Нам объяснили, что до Новороссийска лучше ехать не по М4, а объездными дорогами. Но мы выехали из Ростова на трассу с разделительной полосой, зачем куда-то сворачивать, в результате пропустили поворот в Кущевской и тут же встали, ремонт дороги. По карте я посмотрела, что есть ещё один съезд, но, если мы его пропустим, придется ехать в Краснодар, а наша цель его объехать. То, что это нужный съезд мы поняли по интуиции, увидели строящуюся эстакаду, через какие-то ухабы мы попали на нормальную асфальтированную дорогу. Наверное, раньше был просто отворот, а теперь строят развязку, а указатель забыли вернуть на место.
И так наш маршрут:
Ростов-на-Дону М4, Кисляковская, Ленинградская, Каневская, Тимашевск, Славянск-на-Кубани, Крымск, снова М4.
Дороги преимущественно по одной полосе в каждую сторону, но хорошего качества, и с маленьким трафиком. Обгон без проблем. И путь, состоящий из маленьких кусочков нам показался намного интереснее и быстрее, чем от Москвы до Ростова, разделяемый лишь Воронежем. (ну, конечно и расстояние 450 км против 1050)
В Новороссийске мы уже чувствовали себя на море. Люди в купальниках, пляжные товары. Атмосфера отдыха и лета.

Геленджик
Мы проехали Геленджик, и по совету решили поселиться в Дивноморске. В какой-то момент мне показалось, что мы герои фильма "Будьте моим мужем", так же натыкались везде на таблички "мест нет", или личный отказ.
Поселились в пансионате "Радуга", отремонтированного советского образца. Нас разместили в незатейливые трешки по двое, комнаты без излишеств, но с удобствами. Всё работает, вода есть, ну и замечательно. Стоимость с человека 500 руб. За стоянку машины брали 100. Приятное вкусное и недорогое кафе на территории.
Пансионат студенческий, постоянно из громкоговорителя доносилась какая-нибудь информация о программе дня. Подъем объявлялся им же в семь утра, врубалась музыка. Но нам было нормально, наш ребенок именно в семь и просыпался. Мы начинали свой день по местному режиму.
Вечером, лишь разместились, мы отправились на пляж. И ужаснулись, опять как герои того фильма: тут даже не пройти к морю, не говоря о том, чтобы полежать. Так по всей полосе Дивноморска, очень узкая пляжная полоса при огромном количестве народу.
Тогда на следующий день мы поехали купаться в Геленджик на пляж окраины города, где отдыхают туристы из пансионатов. Народу там мало, пляж широкий. Потом мы ездили купаться в Абрау-Дюрсо. И попробовали съездить в Джанхот.
В Абрау-Дюрсо нам понравилась живописная горная дорога, мы погуляли возле озера в поселке. И сам пляж, окруженный скалами, создавал приятное созерцательное настроение.

В Джанхот от Дивноморска ведет тоже красивейшая дорога по горам через перевальчик и сквозь бор Пицундской сосны. Мы съездили и дальше до упора, просто посмотреть как и что там. Эта дорога тоже вся в ремонте, а ещё строится совсем новая - ответвление, по нашей карте достопримечательностей как мы поняли, ведущая к скале "Парус".

В самом поселке пляж нам тоже не понравился, тесно, уныло, что-то тарахтит, а ещё неприятный запах.
Ездили гулять по Новороссийску. Нам понравилась широченная длинная набережная, со всякими монументиками, якорями, и другими украшательствами.

А ещё ездили к дольменам в Пшаду. Дольмены что-то на нас совсем не произвели должного впечатления. То есть, конечно, всё равно интересно, но не настолько, чтобы ехать к ним. Вместе с билетами нам выдали буклетики, где в описании дольмены по размаху и сложности строительства сравнили с египетскими пирамидами.

Дольмены

Мы пробыли на море вечер, четыре полных дня и утро. Погода все дни была солнечная. Когда мы под солнцем лежали в Абрау-Дюрсо, Геленджик и Дивноморск поливало дождем.
До Ростова мы ехали шесть часов, по М4 через Джугбу и Краснодар, наши друзья сказали, что обратно так можно ехать, дорога комфортная. Ну и, чтобы не повторятся по одному маршруту.
Под Ростовом нас остановили за превышение. Перед Батайским рынком знак ограничения 60. Ромка снизил скорость до 90 и ехал за девяткой. Остановили и девятку и нас. Диалог с ментом:
- Вы превысили скорость.
- Я ехал 65-70.
- А сколько здесь разрешенная?
- Знак 60.
- А где?
- Перед рынком.
Показывает пушку, там 87.
- Ничего не знаю, у меня на спидометре было 65-70. Это наверное, скорость девятки, что передо мной. Он меня обогнал, я за ним.
- У него 96.
- Ну и как вы его и меня засекли одновременно?
- Элементарно, показываю.
И стреляет своей пушкой "пах" "пах" сразу две машины подряд. (98 и 104) Раздается свисток, мент их останавливает.
- О! Ну, верю. Можете. Но у меня свидетель - жена, она меня всё время пилит. Я ехал 65-70.
Так мы проверили, что в некоторых сомнительных случаях можно блефовать…
Въехали в Ростов в разгар вечерних пробок, и ещё час по городу.
На утро в 6 часов мы выдвинулись в Москву. Путь по городу опять нас ввел в состояние раздражения и недоумения "Почему так сложно?" И указатели, и развязки прорисованы, а мы всё равно сворачиваем не в том направлении, хотя вроде бы и следуем точно нарисованному.
Дорога до Воронежа в ремонте. То четыре полосы, то две, то три. То нас останавливают и пропускают каждое направление по очереди. Один раз наше направление двигалось по встречной полосе, а встречное - по обочине. Ещё на остановке под Воронежем мы пеклись на солнце +30. А потом и не заметили, как на нашем термометре появились цифры +24. И температура продолжалась понижаться, понижаться…. Мы выключили кондиционер, на градуснике +17. Стало хмуро. +15… Люди в куртках, мы в шортах. Московская область, +10. Москва, МКАД. +8. Льет…. 2 часа пробок. Дома в 23.30.