Ф о т о р е п о р т а ж и

На машине по Прибалтике. Тартурский марафон на роликовых коньках.


август 2009

Латвия-Эстония-Литва.
Автопутешествие, август 2009


Москва - Рига - Юрмала - Приекуле - Цесис - Туйя - Таллинн - Тарту - Вильнюс- Москва.

На машине по Прибалтике

Сейчас принято начинать отчеты со слов: "Я перелопатил весь Интернет…" или "Я начитался отчетов…". И как раньше жили без Интернета? Я месяц в Интернете читала, смотрела, искала, изучала схемы, планировала дни и маршруты. Надо вписаться в отпускные дни, продумать ночевки и остановки в городах, успеть на соревнования, и, наконец, влезть со всем барахлом в машину… Под конец Ромка меня озадачил ещё одной проблемой: в пути надо тренироваться. То есть, свой маршрут я продумывала, ещё учитывая, где и как можно покататься на роликах. Хорошо, у нас есть знакомые спортсмены в тех краях, которые подсказали места. Осталось лишь вписать время тренировок в маршрут. На машине по Прибалтике
В машине: трехместная палатка, три спальника, три коврика, три пары роликов и шлемов, и уже багажник забит. В общем, из всех летних поездок, эта оказалась самая "барахлистая". Благо я отговорила и убедила, что велосипед мы ну никак не сможем взять с собой…
Наша цель поездки: роликовый марафон в Тарту. Побежит Ромка, и хотя мы получали приглашение на двоих, мой удел нынче - оставаться с Максимкой. Зато мы решили, что сам Максим прокатиться в детском забеге. На роликах он уже может "пройтись", а за руку, так и вообще прокатиться.

3 августа. Дорога.

Подъем в пять утра. Последние сборы. Максимку подняла без нежностей. Даже не будила, просто посадила на горшок, а потом начала одевать. Говорю, что уже пора ехать. Максим готов, на всё соглашается, нисколечко не сопротивляется. Молодчинка. Схватил при выходе жирафа (до этого с ним вообще не игрался), и всю дорогу с ним не расставался!

Маршрут:
Поехали через Белоруссию по М1 - так советуют в Интернете. Во-первых, Новая Рига разбита, во-вторых, в Терехово на таможне можно простоять много-много часов. По километражу - лишняя сотенка, но оно (как говорят) того стоит. Проверять и сравнивать мы не решились. Поверили и поехали как советуют.
6:30 Москва
11:46 Граница с Белоруссией (Красное)
12:10 Отворот на Витебск
16:20 Граница с Латвией (Григоровщина)
22:10 Рига
23:30 кемпинг в Юрмале

Дороги:
Всё как у всех. Россия - гонишь. Белоруссия - гонишь, если кто-то ведёт. Латвия - не гонишь вообще. В результате, Россию и Белоруссию проскочили на одном дыхании (в Витебске только хлопьями/мюсли и печеньем закупились). А по Латвии тащились.
Качество дорог: в России М1 - как я считаю, самая лучшая продолжительная дорога в стране, только скоростной режим стандартный угнетающий 90. В Белоруссии и в Прибалтике - мы не стремались ехать по любым дорогам, обозначенным на картах. В России себе такого удовольствия не позволишь. В Прибалтике минус маленьких дорог - количество населенных пунктов, где надо снижать скорость до 50. В Латвии дороги понравились меньше всего. В Эстонии - лучшего качества и на основных скоростной режим 100 или 110. В Литве мы даже по трассе ехали, где разрешенная 130. И превышать не надо! Я быстрее и не люблю. На машине по Прибалтике

Граница:
Где-то уже от Полоцка (за рулём была я, Ромка спал), машин становилось всё меньше. И последние минут 40 дороги до границы меня никто не обогнал, впереди, позади никого не было видно, и на встречу мне проехал один трактор и один комбайн. Цитаты про "условные" очереди казались неуместными. ОТКУДА? Едешь по полям и лесам. Вроде ухоженным и жилым. А машин нет. А вот и граница. Пустая как те поля. )))
На белорусской стороне проверили все документы, паспорта, права, ТО, страховки. Спросили транспортный налог. Ромка сделал удивленные глаза, спросил за что? Оказывается, мы его должны были платить при въезде. Я подозревала, что так. Но ведь нигде не указано? Откуда мне знать вообще про него (если бы я инет не читала))? Таможенница тяжко вздохнула, выругалась на ту границу и взяла с нас пять долларов (рублями).
На Латвийской границе на попытки открыть дверь таможенник испуганно замахал руками: "У нас не принято выходить! Вы окно откройте!" Взял паспорта, права и ТО. А потом другая таможенница стала спрашивать что везём, и сказала, что надо посмотреть вещи. Я смирно сижу в машине. Таможенница стоит у багажника, ждёт. Но мне ведь сказали, не выходить! Наконец, поняли друг друга, позволили мне выйти, я развязала пару рюкзаков. Прощупали спальники.

До Юрмалы:
Моя первая ночевка была запланированная под Даугавпилсом или в нём самом. Но по времени мы ещё успевали доехать до Риги засветло. Я ж не была уверена, что таможня будет столь быстрой. Проскочили город по объездной и поехали дальше. Эта часть дороги нам очень не понравилась. Много населенных пунктов. Солнце в глаза ))) И много участков с реверсивным движением. Кстати, дороги там ремонтируют основательно - полотно разрыто глубоко на полметра вниз.
Мы сделали остановку в Кокнесе, хотелось уже стать причастными к местам, где находимся. Развалины замка находятся как бы на полуострове, под ними сразу вода, и вокруг очень красиво ещё и на оранжевом низком солнце. У нас на глазах рыбак поймал маленькую щучку.

На машине по Прибалтике


На машине по Прибалтике

Развалины замка в Кокнесе

Времени уже девять, в запасе час в связи с переводом часов, то восемь. Вдруг я вспоминаю, что в Юрмалу проезд надо оплачивать в автомате - один лат. То есть, если на заправках, и в кемпинге, я уверена, принимают пластиковые карты, то один лат должен быть…. Обменные пункты по дороге, конечно, мы спрашивали в городах, но всё было уже закрыто, и даже при въезде в Ригу. Доехали до центра, где у прохожих выяснили ближайший. (Курс рублей какой-то устрашающий, а вот евро поменяли нормально) Готово. Едем в Юрмалу.
Я знала только название кемпинга "Немо". При въезде мы увидели непонятный указатель: направо до "Немо" 14 км, прямо 22. (или наоборот). Ничего не поняли, проехали прямо. И тут справа промелькнули автоматы оплаты. Блин… доехали до ближайшего супермаркета. Развернулись. Доехали до автоматов, прозевали разворот, и следующий был только перед Ригой (км 15). Возле указателя подъехали к каким-то ребятам, спросили про кемпинг. Они были на машине, и проводили нас. Заехали мы в двенадцатом часу. Максим уже спал. Оказалось, что заезд\приём и т.д. как раз до 12 ночи.

На машине по Прибалтике


4 августа. Юрмала-Рига.

Ночью нас кемпинг немного отпугнул. Асфальтовая дорожка. Слева три ряда деревянных домиков (а-ля шале), справа - полянка, на которой натыканы палатки, машины и автодома. Море слышно где-то впереди.
Наутро всё показалось в радужных красках. Рано утром мы уже были на море. Пляж нас изумил своим белым мелким как пудра песком. Море волновалось. Зайти искупаться тяжело. Море мелкое, идти далеко, да и с утра было прохладно. Ромка с Максимом долго строили замки из песка. Максим плескался в воде, а я просто гуляла рядом.
Поехали в Ригу. Там нам подсказали место тренировок местных роллеров: парк Победы. Припарковались где-то рядом с рынком, Максим уснул по дороге, ну и мы решили поспать. И втроем в центре города спали в закрытой машине под шум окружающей городской жизни )))
Есть такая особенной по Прибалтике - места боевой Советской славы, конечно, никто не сносит, и даже приносят цветы, но и… никто не ухаживает, только в плане чистоты, так что, подобные мемориалы выглядят запущено: облупленные парапеты и ступени, давно некрашеные памятники.
После тренировки поехали в центр. Я начиталась про невозможность парковок. Либо платные, либо заняты. Поэтому мы оставили машину на набережной - там были парковочные бесплатные места, и пошли гулять по городу.

На машине по Прибалтике На машине по Прибалтике


5 августа. Юрмала-Приекули.
Это был единственный раз, когда мы спали две ночи подряд в одном месте. Жизнь ещё более обрадовала, когда мы обнаружили, что кроме здания туалета и рваного холодного душа без освещения, есть другое: евро душ и евро туалет, с горячей водой и светом. С утра опять пошли на пляж. А потом поехали в Приекуле, где у латышских детей-роллеров были сборы на тренировочной базе. Нашим ориентиром в городке было 4-х этажное здание - хостел. Был адрес. Но он не понадобился. Мы это здание при въезде увидели в стороне, и довольно быстро его нашли. Городок маленький тихий, без претензий. Аккуратно и чисто, но, наверное, безобразно скучно.
Вместе с ребятами доехали до тренировочной базы. Там с Максимом погуляли, пока у всех была тренировка. Потом потренировали и Максима - ему же тоже гонку бежать.
Остались ночевать в хостеле. По деньгам ночь нам обошлась так же как в Юрмале в кемпинге. Это была единственная остановка не в палатке.
Вообще каждый день и каждая ночь была уникальна. Наверное, поэтому мы к концу поездки просто устали от впечатлений, и смешивались противоречивые желания: чтобы эта поездка не заканчивалась, так нам всё нравилось, и уже хотелось от неё отдохнуть.

6 августа. Приекуле - Цесис - Туйя.



На машине по Прибалтике


На машине по Прибалтике


На машине по Прибалтике На машине по Прибалтике
Развалины замка в Цесисе


На машине по Прибалтике
Цесис, в 3-5 км от Приекуле, - сам городок нам очень понравился. Приятно бродить по улочкам. Каждое здание красиво. Каждая улочка аккуратна. Ну, не совсем так, конечно, и неухоженности встречались. Всё было интересно. Замок мы обошли. Прошлись по парку. Осмотрели. Внутрь не пошли (3 лата за вход - 150 рублей, что я там за 150 рублей не видела))).
Поехали к побережью. Вообще-то, мне хотелось остановиться в кемпинге Витрупе. Но к нему дорогу в Интернете я не нашла. В кемпинге этом мы жили, когда я ездила с родителями по Прибалтике в детстве. И мне очень хотелось его увидеть сейчас. Но мы выехали к морю в ближайшей точке городке или деревне Туйя. Там увидели кемпинг, он нам немедленно понравился. Совсем без условий (только туалеты, питьевая вода и мусорные баки), зато прямо на берегу. Как выразился Ромка: "Так себе и представлял, полное единение с морем". Выходом палатку мы поставили на море, и, когда ложились спать, я без конца выглядывала и убеждалась, море всё ещё рядом. У нас получилось пол дня на море. Так что мы и купались и валялись на песке и просто гуляли.
Берег на карте обозначен как "Каменистый пляж Видземе". Выглядит, конечно, живописно, но заходить в море очень неудобно, то песок, то камешек острый встречается. И песок не такой мелкий как в Юрмале.
Вечер был посвящен закату. Солнце садилось в море, и мы все вместе наблюдали за этим. Максим готов был заплакать, как солнце ушло под воду.
Эта была единственная такая "дикая" ночевка с закатом в море.

7 августа. Туйя - Таллинн.

На машине по Прибалтике
Рано утром (малыш - наш юный московский будильник) мы собрались и поехали в сторону Эстонии. Ехали по А1. Останавливались в районе Ветрупе. И речку видели и на берег моря выходили. И даже распечатку как проехать к кемпингу на столбе, увы, на латышском языке. Целью найти, но не сдаваться, я решила не задаваться, у нас же тренировка в Таллинне! )))
Когда на горизонте мелькнула граница, Ромка приготовился доставать паспорта. Я над ним посмеялась, а он был крайне удивлен тем, что наше появление никого не волновало, кроме того, дорога шла в обход пропускных пунктов, которые нынче выглядят как "история".
Скоро появился знак разрешенной 100, и Ромка сказал, что он уже любит Эстонию. Ближе к Таллинну разрешенная скорость уже была 110. Правда, её Ромка проспал, наслаждалась за рулём я.
В Таллинне по интуиции мы проехали центр. И, когда дорога пошла вдоль моря, мы заахали и заохали от красоты. В Таллинне я планировала останавливаться в кемпинге в городе "Tallinn City Camping". Вообще, слабо себе представляла кемпинг в городе. Как это?! И вдруг указатель - направо он самый. Заезжаем, а там огромная асфальтовая парковка с автодомами. Администратор нас отправила в другой кемпинг, сказала, что с палатками там лучше. Дала карту и показала, где он.
И кемпинг оказался на берегу моря. Называется "Караван". Почти на пирсе, в каком-то доке. Машину и автодома туристы ставили на парковке, а на лужайке растягивали палатки. С видом на яхты, с видом на город. С видом…. Ах…
Особенным сюрпризом для нас было, что место тренировки, на которое нам указали, было напротив кемпинга - через шоссе в парке. Обозначенные велодорожки со знаком, что пешком нельзя!
А вдоль набережной тоже шла велодорожка. Ромка потренировался в парке. Мы поехали гулять по городу, а на закате я уже каталась по набережной, и можно сказать, сбылась давняя мечта: кататься на роликах вдоль моря.
Туалет был в доках. Пообещали душ. Но, когда я после своих роликов пришла, сказали, что он уже закрыт. Мылась в туалете на поддоне с краном для мытья ног ))) Горячая вода - это уже много.

На машине по Прибалтике


На машине по Прибалтике На машине по Прибалтике


8 августа. Таллинн - Тарту.

На машине по Прибалтике
Стандартно: проснулись, собрались, поели белорусские мюсли с соком, заехали на море искупались. (Купаться надо на соседнем пляже, наш кемпинг на пирсе, здесь не купаются). Выезжая из города, супермаркет, запастись провизией на дорогу.
Максим заснул, поэтому мы не останавливались в приготовленных мной по маршруту замках. Сразу заехали в Тарту. Заметались по городу в поисках: а) места старта; б) места ночевки.
Парковки опять платные. А там, где бесплатно (у Макдоналдса, например) только 30 минут. Мы нашли столб с картой для туристов, там обозначено место "I" ("информационный пункт"), отправились туда. По дороге я пыталась в ларьке спросить карту Тарту. Женщина мне ответила, что карта есть, стоит столько-то, но это дорого, а вот за углом (как раз, куда мы отправлялись) дешевле. В информационном центре нам девушка на английском объяснила, что кемпингов в районе Тарту мало, но можно поставить палатку здесь, здесь и здесь. И обвела какие-то места на карте. Как мы поняли - приотельные зоны. Отдала нам какие-то схемы города, где в рекламе мы увидели обозначение кемпинга. Поехали по адресу. Оказался частный дом, хозяйка которого устроила в нём что-то типа частной гостиницы. А во дворе позволяет ставить палатки. Кроме нашей, там была ещё одна. В доме душ, туалет, Интернет.
Очередная уникальная ночь.

9 августа. Марафон. Тарту - Юрмала.

На машине по Прибалтике
Накануне мы уже нашли место старта. Наше место ночевки оказалось очень недалеко. Уже к вечеру улицы, где проходил марафон, были перекрыты. Подготовка шла полным ходом. Организация нас приятно удивила. Конечно, не размах Берлина, но по-своему очень серьёзно. Ни сучка ни задоринки мы не нашли )))
Поставили недалеко машину, отправились к старту. Детская дистанция 500 метров. Забег в 11 часов. Не знаю, кто больше волновался: Максим, которого всю неделю готовили рассказами о том, что он побежит на роликах соревнования, или мы, особенно Ромка, который его дистанцию поведёт. Ведь Максим наш в последнее время отличается нетерпением к другим деткам. А тут надо начинать дистанцию и на старте быть в компании других детей! Но мы продолжали показывать Максиму других детей на роликах и рассказывать, что они тоже побегут. Ну и т.д.
Пробег был великолепен. Максима приветствовали (он бежал последним или предпоследним с Ромкой за руку). Ему аплодировали, тогда Максим останавливался и сам начинал хлопать в ладоши на радость зрителям. Выдали медальку и диплом. Время 11 минут. Максим долго и до сих пор вспоминает, как был выстрел "бах-ба-бах-ба-бах", и что у него был номер "1". Всем детям дали одинаковые номера "1". А на финише по пакету с шоколадкой и лимонадом.
Взрослый марафон был в два часа. Ну это отдельные впечатления. Более 1000 участников. Премьер-министр Эстонии среди них. Ромка на 4-ом месте.
Награждения, еда, отоваривание подарками и призами. Прощание с компанией (было человек 20, а то и больше из России). И мы поехали в сторону дома. Вернее, по нашему дальнейшему маршруту в сторону Литвы и через неё в Москву.
Есть недостаток этих стран Шенгена. В каждой из трех - своя валюта, отличная от евро. Поэтому у нас было за правило, последние деньги на последней заправке в стране тратить все на бензин.
Решили не искать ничего нового и остановиться в Юрмале. Конечно, там дороговато, но зато известно куда ехать, а это так немаловажно для спокойствия )))

10 августа. Юрмала-Вильнюс.

На машине по Прибалтике


На машине по Прибалтике
На машине по Прибалтике

Для полноты картины нам не хватало посещения Литвы. Решили через неё возвращаться, тем более, таким образом мы попадаем на кусок трассы "Брест-Москва" от Минска, где разрешенная скорость по Белоруссии - 120 км в час.
Въехали в Литву, и пытались оценить разницу, мы же в другой стране. Разницу между Латвией и Эстонией мы быстро уловили. Вдруг нас останавливает человек в форме из пограничной машины. Представляется пограничной службой и просит паспорта и ТО на машину. Сказал, что сейчас принесет. Там же находилась машина украинцев, которые, видимо, уже ждали свои документы. Мы в непонимании, что это вдруг.
Сразу же отметили манеру вождения: резче, наглее, почти по-московски. Дороги хорошие, а, когда мы выехали на трассу с разрешенной 130, то вообще почувствовали всплеск счастья. Но литовцы и там превышали!
В Вильнюсе мы тоже собирались останавливаться в городском кемпинге. "Вильнюс Сити Кемпинг". И даже случайно попали на улицу, где он находится. Но заблудились, и на какой-то заправке нам указали правильный путь. Кемпинг нас опять же приятно удивил. Находится в парковой зоне на территории вероятно выставочного комплекса. На парковке - автодома и машины, палатки - на лужайке близ соснового леса. Туалет, душевые, горячая вода, да ещё и кухня - всё это есть на территории.
Отправились гулять по городу.

11 августа. Вильнюс - Москва.

В Вильнюсе по указателям на Минск мы выезжали какими-то непонятными дорогами. Граница не была пустой. Очередь из нескольких машин, но на всё мы потратили минут 40. А вот на белорусской таможне у нас вдруг спросили паспорта. Мы, конечно, не сопротивлялись, но с чего вдруг?!

Остальное:

Рига-Таллинн-Вильнюс. Латвия-Эстония-Литва.
Нам показалось, что Эстония в принципе самая приближенная к Европе страна. Наверное, нас сразу подкупило качество дорог, а ещё количество велодорожек по стране, которые идут из города в город. По ним постоянно на зависть нам ездили велосипедисты и роллеры.
В Литве дорожное движение немного пугает. Очень похоже на Москву. По Вильнюсу множество велодорожек, и огромное количество велосипедистов, на наших глазах чуть парочку не сбили. Живучие же.
Гуляя по Риге или Таллинну, так же как по другим эстонским и латышским городам, было ощущение уюта и спокойствия. Не сказать, что всё отремонтировано и везде чисто, но вот ощущение полного хаоса появилось в Вильнюсе. Мы наблюдали сумасшедшее движение по узеньким в одну машину улицам центра. Неухоженные дома и улицы. Или, например, кусок дома выбелен, а остальная часть ободрана до кирпичей. Среди прохожих было ощущение какой-то суеты и напряжения. Хотя иногда мы выходили на улицы или площади, где было очень симпатично. Вильнюс я бы назвала городом контрастов. На одной стороне улицы - будущее, зеркальные высотки (такого ни в Риги ни в Таллинне мы не видели), а на другой - полуразрушенные хибары. Мы были в понедельник. Вечером прошли по скверу, где толпа народа забавлялась мыльными пузырями, прошли сквозь площадки с волейболом, над головами летали воздушные шары, не говоря о том, что кажется значительная часть населения вечером пересела на велосипеды и каталась по городу.
Парковку для машины в центре любых городов практически не найти. В основном платные. Мы уже научились оставлять машину где-нибудь в торговом комплексе, и дальше гулять пешком.
С кемпингами лучше всего в Латвии. По дорогам постоянно встречаются указатели на них.
С деньгами - практически везде принимали карточки. Удобно, и курс получается выгодный.
С едой вышел косяк, потом мы поняли как надо питаться, заезжали в супермаркеты - большие торговые комплексы встречались часто, и там покупали готовую еду. (Привыкли к хорошему, и по России очень долго ехали голодными, пока не снизошли остановиться в сельском магазине и купить ветчины и булки…)
Язык. В столицах даже прохожие чаще разговаривают между собой на русском. А вот в глубине страны на русском говорят как правило люди в возрасте, и то, на ломанном явно редко употребляемом русском. С проблемой взаимопонимания мы иногда сталкивались с обслуживающим персоналом, например, в кафе, тогда пытались объясняться на смеси русских слов, английских и международных знаков руками ))) Все надписи, знаки, указатели, принципиально не дублируются на русском. На английском - есть. Но, тем не менее, продаются всякие "Кориешки" и прочее, часто аудио информация или реклама звучит на русском. В Приекуле у нас в номере был телевизор. Почти все каналы - российские. И центральные и коммерческие. Некоторые лишь с эстонскими субтитрами. А местных каналов был один или два. Учитывая, что как раз в Приекуле сложно найти русско-говорящих. (опять же, имеется в виду молодое население, даже наши сверстники волей не волей знают русский, ведь они учились в Советском Союзе)
Бензин дорогущий. Показалось, что дешевле в Латвии. В Эстонии и Литве примерно одинаково. После 1 евро за литр, даже в Белоруссии (27 рублей за литр) заправляться приятно.

Пробег 3500 км.
Ночевки:
Юрмала ("Немо"): въезд в город 1 лат, кемпинг - 15 лат (отдельно за палатку, машину и каждого взрослого).
Приекуле (Хостелл): 7 лат с человека + 1 лат за парковку.
Туйя (Въехали на территорию кемпинга по указателям): 2 лата за машину + 3 лата за палатку.
Таллинн ("Caravan" ехать по Pirita tee вдоль моря перед речкой Pirita налево будет указатель на кемпинг - ведёт в доки): 120 крон за всё.
Тарту (Vaikne, 20): 150 крон.
Вильнюс ("Vilnius City Camping" Laisves pr., 5): впервые взяли оплату в Евро - 16 евро.

На машине по Прибалтике

FromIrish
август 2009