Ф о т о р е п о р т а ж и

июнь 2009

Вокруг Онежского озера. Вологодская область - Карелия - Вологодская область.
Автопутешествие, июнь 2009

Москва - Вологда (ночь) - Липин Бор - Вытегра - (попытка проехать в Ольково) - Шальское (ночь) - Пудож - Челмужи (ночь) - Медвежьегорск - Гирвас - Кивач - Петрозаводск - Шелтозеро (ночь) - Вознесенье - Вытегра - Липин Бор (ночь) - Феропонтово - Кириллов - Вологда (ночь)- Москва.

На машине вокруг Онежского озера

Ромкина сестра позвала нас вместе с ними на машинах проехаться вокруг Онежского озера. Они вообще поехали из Ростова-на-Дону путешествовать. В их планах был Питер, Ладожское, Онежское, может быть, Архангельск. И вообще - куда глаза на карте глядят. Ромка сам сразу отказался, поскольку у него работа. А я предложила маме, она с радостью встретила это предложение, и мы начали собираться. Компания: я за рулем, Максим (без месяца два года) в автокресле и моя мама. Пока собирались, пригласила с нами мою вологодскую подружку, у неё сын - почти Максимкин ровесник (Макар), они в качестве третьего члена экипажа взяли ещё одну подругу. Наши "детские" экипажи собирались в палаточный автопоход, а южные гости спать в палатках отказались, они собирались останавливаться в гостевых домах или гостиницах.
Я начала изучать маршрут, дороги, интересности. Сидела в интернете и всё подробно смотрела. Вплоть до того, что, когда вычитывала, где люди останавливаются на ночевки, искала фотографии посмотреть, насколько они близко могли подъехать к озеру, и на каких машинах. Ведь то, что реально хотелось посмотреть на восточном берегу - Петрогрифы - оказалось более чем недоступно. Дорога туда - это маршрут для джиппинга, или пеший поход по берегу. Меня насторожил этот момент, и я стала изучать всё-всё-всё! И как же я оказалась права!
Наши южные родственники сказали, что поедут вокруг озера, мы же решили, что нам с детьми это не нужно, что мы остановимся на ночевки на востоке, а потом поедем обратно. И где-нибудь пересечемся, и вместе вернемся в Вологду. Я подробно изучила наш берег до Медвежьегорска (на всякий случай), и последнее, какие записи сделала в свой блокнот - это заправки. На сайте Лукойла и ТНК выписала все, что есть на нашем маршруте.

Москва-Вологда-Липин Бор-Вытегра-Шальское

Шальское

В Вологде мы остановились у мамы на пару ночей и с утра (22 июня) вместе со второй машиной выехали на Вытегру. Погода - идеальна, солнце, тепло, настроение путешественника. Наша машина - SUZUKI LIANA. Вторая - 99 ВАЗ. Я - не опытный водитель, до сих пор пугающийся парковок и московских выездов в центр, но уже смоталась по трассе Москва-Вологда и обратно. Анька - второй водитель, самое дальнее, что ездила - до Череповца (140 км). (заправка LUK Молочное - полный бак). Первой остановкой был Липин Бор с берегом Белого озера. До него мы плелись очень долго, напуганные рассказами о гаишниках. До Вытегры общую скорость увеличили в полтора раза. В Вытегре обязательный выезд на Питер для заправки (LUK полный бак). В Вытегре мы ужаснулись качеству дорожного покрытия. А ведь я читала, что от Вытегры на север идет идеальная новая трасса. Мы ждали её, проезжая по поселкам, ковыляя по колдобинам, боясь разогнаться. Но дождались! Уф, покатили! (Нам говорили, что по Вологодской области очень много гаишников на трассе и в населенных пунктах, мы встретили только одних в населенном пункте под Вытегрой) На машине вокруг Онежского озера
По моим планам мы должны были свернуть к озеру на деревню Ольково. То есть, там много населенных пунктов, но Ольково - последний. Дорога идет вдоль озера, где можно останавливаться на ночевку. А ещё там Андом-гора….
А ещё там Анькин брат, который просил кое-что им привезти.
Сначала был ровный грейдер. Потом появились изрытости, и мы шваркались днищами по тертым камням - жалко, но не страшно. Потом начинались пугающие размытости. Но и их мы проехали. Кое-где работали катки и грейдеры, грузовики сновали туда-сюда, возили какие-то материалы. Мы не понимали, они делали всю дорогу, или только до карьеров. Дорога немного преобразилась вдоль одной из деревень, а за выездом из неё, при въезде в Устье (Онежское уже на горизонте!) мы встали как вкопанные рядом с пустующим VOLKSWAGEN PASSAT (наверное, ушли смотреть). Дальше ехать не хотелось. Да я вообще не уверена, способна ли моя машина даже скрябаясь и буксуя такое пройти, но ни скрябаться ни буксовать мне не хотелось. Аньке тоже. Мимо нас проехала десятка и очень быстро вернулась назад со словами, что дальше ещё хуже. А вот на CHEVROLET поехали. Четверо мужиков выскочили из салона и пошли рядом с едущей машиной. Проехали пара джипов. Ну а мы решили не ехать. Только брат нас морочил по телефону, очень уж нужен был ему подарок. Он говорил, что здесь ездят, что мы должны, что мы можем. В результате они с друганами выехали к нам на КАМАЗе за своим подарком (бутылкой водки….)
Мы развернулись и поехали на трассу. Кстати, обратно я уже не шваркалась днищем, я поняла как надо неровности проезжать. Только в голове вскипал мозг - что делать с ночевкой?! С одной стороны - белые ночи и кататься можно до упора, палатки в любом случае при свете ставить. С другой стороны - Анька уставшая, а её малыш, не привыкший к столь долгим путешествиям, уже нервничал. До Челмужей (где я планировала следующую ночевку) слишком далеко, и, доехав до Пудожа, я решила свернуть на Шальское.
В Шальское я хотела заезжать, но как на экскурсию. Выезд к устью реки на озеро, деревня находится с двух её сторон, а переправы нет, то есть, на машине с одного на другой берег не добраться, только через Пудож (20 км). На лодках же возят.
Я читала в интернете отзывы о путешествиях и отметила полезную вещь: спрашивать у местных все выезды\подъезды вплоть до того, где можно палатку поставить. Местные лояльно относятся к туристам, привыкшие к ним, приветливые и безобидные. Так что уже по дороге в Шальское (ведь указателя, куда мы сворачиваем, не было, я ехала по наитию) начали останавливаться и всё выспрашивать. Идеальная дорога закончилась где-то до Пудожа, но была сносной. До Шальского - асфальт со странными лежачими полицейскими. То есть, едешь по ровной дороге, вдруг без предупреждения возвышенность, как в регионах насыпают асфальтовые горы перед перекрестками. Пару раз я не успевала тормозить и на 30-40 очень здорово грохала подвеска. Короче говоря, я снизила скорость, чтобы успевать реагировать на них. Радовали таблички с названиями населенных пунктов в лесу без единого дома или хоть какого-то знака отличия от леса. Потом по карте я всех их увидела с другой стороны реки.
Доехали до Шальского, сквозь него до упора (до реки) по дороге. Там я вышла из машины к воде. Стоял парень с девушкой, рыбачил. Спрашиваю: сориентируйте меня, это ещё река или уже озеро. Река - отвечает. А озеро? Потом мы научились задавать три главных вопроса: "Есть ли подъезд к озеру? Возможно ли там ставить палатку? Проезжаемая ли дорога?" Не значит, что положительные ответы залог успеха. Но если есть отрицательные - значит даже суваться не надо.
Парень объяснил как проехать, и что там пляж песочный, и что там лес, и всё замечательно. Я развернулась и поехала, но в заднее зеркало увидела, что Анька осталась на месте. Тут наши основные приключения и начались. Её машина отказалась заводиться. На машине вокруг Онежского озера
Попробую без подробностей. Тот же парень вышел к нам, вызвал своего другана, они толкали, смотрели под капот, думали, даже за аккумулятором новым поехали. Я перевезла всех на берег, оставила ставить палатку и жечь костер. Анька вдруг завелась и поехала, но, не доехав, закипел и задымился аккумулятор, из-под капота пугающе полилась жидкость. Главное, уехала от лишних зрителей. Я начала её тягать на тросе, у неё сперва заблокировался руль, то есть, я в одну сторону, она в другую, а сообщить, что хватит тянуть - так клаксон перестал работать. Она закричала, я услышала, и мы спасли свои машины от полного краха. Когда я её дернула ещё раз, и она доехала до озера, я сразу велела ей развернуться и поставить машину удобно на случай, что завтра нам опять дергать. Всё это сопровождалось постоянными звонками в Вологду и консультациями, что делать дальше?! Моя машина увязла в песке, подъехали пьяные местные тут же вытащили. Правда, один ещё держался на ногах, а второй, как мне показалось, держался за мою машину, которую должен был в общем-то толкать (увязание в песке мне показалось такой мелочью, что я даже не восприняла это как проблема). Но "помощники" долго ещё оставались рядом. В это время мама рубила топором щепки и отлетевшим поленом попала себе в губу (синяк до сих пор), а Макар и Максим счастливые носились по лесу, песку и палаткам. Мимо нас проходили люди, и мы слышали их комментарии: "Это они, да не - не они, да точно они! Только переоделись"
Берег представлял собой песочный пляж и далее - сосновый очень красивый бор с овражками и живописными неровностями. Дорога шла и вдоль берега по песку. Мы так все время наблюдали как местные штурмуют на ВАЗах этот песок. На дороге стояло сооружение с водонасосом и, как мы поняли, всё Шальское ходило и ездило к нему за водой. На берегу - много лодок. Периодически кто-то уходил на воду, кто-то наоборот пришвартовывался. От ощущения, что мы в центре мира нас спасло, что ставили мы палатки, когда уже все спали, а снимали, когда ещё спали.
Макар уснул у Аньки на руках, она его уложила в палатку. Максим бодрствовал ещё долго. Но к двум ночи мы все улеглись. А в семь уже проснулись. Пожгли костер, заварили чай, поели, походили по берегу. Часов в 11 упаковались и поехали. Аньке все советовали возвращаться. То есть, я её дерну, она заведется и дальше не глушить двигатель до дома. Машина завелась, поехала, и в какой-то момент у неё заблокировало руль. Так и осталась машина припаркована, как специально у какого-то забора.
С такими проблемами, конечно, нельзя ехать и страшно. Вызвали из Вологды помощь. 420 км до нас, приедут только к вечеру. Решили расслабиться, поехать на озеро и жить до вечера в своё удовольствие.
Дети купались, мы загорали, жгли костер, созерцали красоту. Но уже часов в восемь, когда поняли, что ехать помощь ещё будет долго, а нам надо искать следующее место ночевки, мы попрощались и поехали сами.

Шальское - Челмужи (23 июня)

Челмужи

Пудож - заправка (ТНК - полный бак). Конечно, заправлять может быть и не нужно было каждый раз. Литров по 15 заливала, но я не хотела рисковать - есть возможность - пусть до полного будет.
После Пудожа дорога превратилась в нереальную. Мне вообще не верилось, что такое может быть. Особенно, такое продолжительное расстояние. То есть, понимаю, когда кусок дороги плохой, но когда плохая ВСЯ дорога от одного города до другого! И ведь трасса значимая. Пару раз я сильно грохалась в ямы. Было страшно. Едем дальше и дальше от известных мест. Машин почти нет. Населенных пунктов тоже. А если что случится? Не знаю, было ли когда-нибудь мне так страшно как тогда. Скорость я сбавила совсем, из ямы в яму мы иногда передвигались со скорость 10 км в час. Иногда по обочине, иногда встречались куски отремонтированной дороги по 500 метров или километру. Тогда я разгонялась, чтоб хоть где-то время пути сокращать. Я ж точно не знаю где ночевать, а проезд в Ольково меня сильно насторожил. Вспоминались фразы из далеких поездок по плохим дорогам: на 120 ямы не замечаются. М-да, в эти ямы если попадешь, можно пол машины разобрать. Даже где куски приличного асфальта можно нарваться на ямищу. Никакого доверия к дороге.
Встретился кусок в несколько (км 5 наверное) дороги опять идеального нового покрытия, разметки и отражателей по обочинам. Так нам в Карелии встречалось ещё пару раз среди ужаса дорог вдруг взлетная полоса, не понимаю смысл этого. На машине вокруг Онежского озера
Мы ехали к Челмужам и внутри нас зрело решение, что возвращаться здесь же не хочется, что лучше уже тогда вокруг озера! А там вроде и трасса от Медвежьегорска до Петрозаводска Мурманская, должна же быть нормальной?! И второе решение - это сообщать нашим южанам, чтоб не лезли даже на эту сторону озера - им не зачем.
По карте - дорога вдоль озера, мы думали, что раньше найдем выезд. Но дежурные наши три вопроса в поселках всегда встречали отрицание. Хотелось отметить, что представляют собой населенные пункты этих мест. Их мало, но, когда они есть - это огромные шумные деревни, и между ними прямо по трассам гуляют люди, и вечерами ряженные красивые девчонки (наверное, на дискотеки?). У них-то, как правило, мы и спрашивали всё. Они, отмахиваясь от комаров, бойко нам рассказывали, мы понимали, что нам не туда, и ехали дальше. Озеро иногда слева мелькало на горизонте. Мы ехали вдоль него, но почти не видели его. Из сурового болотистого леса вокруг, пейзажи превратились в песочно-сосновые, более приятные глазу. Песок был белым. Сосны на солнце отливали красным. Солнце иногда светило ровно в лобовое стекло. Оно упорно долго сидело низко так, что я не могла опустить шторку, она не закрывала его, и неровности дороги были незаметны вообще, и это усложняло задачу ещё на порядок. Короче часть пути я пролежала на руле, вглядываясь в асфальт.
Ну вот и отворот на Челмужи. Мы въехали по грейдеру в шумную деревню (времени двенадцатый час). Сразу же у гуляющей взрослой пары поинтересовались куда нам. Только вывели они нас на кладбище. Мы вернулись, они нам переобъяснили… Мы проехали через убитый мост, перед которым висит кирпич, но "все ездят", проехали мимо кладбища, свернули на полевую дорогу вдоль озера, а дальше две колеи смятой травы от дороги к самому берегу.
И никого… А ведь я читала, что в Челмужах место стоянок. Что здесь всегда много палаток. Наверное, мы не там. В очередной раз понимаешь, что нужна проходимая машина и знание мест.
Потому что там, где мы остановились - поле. К озеру небольшой песочный откос. Коровьи следы и лепешки. (не придут ли они с утра сюда?) И само озеро - это губа, то есть его узкое ответвление. Комаров вечером и днём оводов - тьма. Но от комаров мы уже умеем прятаться, а до оводов мы не доживем, с утра поедем дальше. Ну и дров - здесь нет вообще. Кое-как мы насобирали чего-то, да и с собой у нас были из Вологды ))) Мы уже научились, вечером готовить еду на весь день (потом малыша всю дорогу из котелка одним и тем же кормить), а чай заваривать в термосах. Необходимость в утреннем костре отпадала.
А Максим, это вечно твердящий "НЕТ" ребенок, вечно с уговорами или слезами ложащийся спать, всегда на предложение спать идущий в великий капризный истеричный отказ, этот ребенок, САМ!!! Бежал к палатке и просился лечь. Он брал две маленькие меховые игрушки, утыкался в них, требовал, чтобы я выставила вокруг его все автобусы и машинки, и мирно засыпал сам без сказок и прочего. Довели… Малыш понял прелесть сна.
И ещё у него сменились игры. Раньше он свои машинки выстраивал друг за другом или рядом друг с другом (городские пробки). Теперь он машинками и автобусами везде ездит. Сидит в автокресле и ездит ими по своим ногам, по телу, по лямкам автокресла.

Челмужи - МедГора - Петрозаводск - Шелтозеро (24 июня)

МедГора

День был превосходный. Кусок неровного асфальта до МедГоры нас уже не сильно напряг, мы привыкли. А главное, мы ехали с утра. И до вечерних поисков ночевки ещё так далеко. Настроение было отличное, погода по-прежнему радовала солнцем и теплом. На машине вокруг Онежского озера
В Медгоре заправка (ТНК - до полного). На заправке несколько машин заправляли и канистры тоже.
Опять по наводкам местных мы выехали к озеру на городской пляж. Теперь мы на самом севере озера. Часа полтора купались, загорали, пили чай. Вокруг собирались тучи, и слышались раскаты грома. Проехали мимо вокзала, там погуляли с ребенком, кроме автобусов Максим сильно волнуют поезда, и не остановиться возле "музея паровоза" мы просто не могли. Далее мы выехали на трассу Мурманск-Петербург. Как я поняла, нам повезло, её как раз ремонтируют и до Петрозаводска она почти готова. По крайней мере, мы были лишены постоянного напряжения в проходимости ям. Ехали со скоростью 100 в комфорте. Бывали куски и плохих дорог - но не в сравнении с тем, что было на восточном побережье.
Выехали из города и ахнули - такая красота! Дорогу обрамляют скалы (увы, исписанные всякими надписями). На скалах - сосны. От дороги справа и слева разные озера. Машин не много, но они есть. Мы ехали теперь со скоростью 20 просто для удовольствия, чтобы смотреть по сторонам. Поехали до Гирваса - там я читала можно посмотреть водопад. Отвернули в Гирвас. Спрашиваем у местных. Они пожали плечами - какой водопад?! Может быть плотина? Ну поехали хоть плотину посмотрим )))
Кивач - централизованный музей. На парковке много машин и автобусов. Много посетителей. Нас застал дождь, мы гуляли по водопаду в дождевиках и резиновых сапогах. А вокруг иные туристы, цивилизованные, городские )))
Как только съехали с основной трассы к Петрозаводску, дорога опять испортилась. Мы всё время переписывались с нашими южанами. Они ехали от Ладожского и тоже стремились к Петрозаводску, но попадали на плохие дороги или их ремонты. Мы потом делились впечатлениями и не могли придти к выводу, где и кому хуже ехалось. На машине вокруг Онежского озера
В самом городе дороги ещё хуже, мы опять были потрясены (почему мы никак не могли привыкнуть и удивляться хорошим дорогам, а не плохим?). Мы прогулялись по набережной, посмотрев на часы, поняли, что наступает вечер, и нам снова надо искать. Только здесь ситуация сложнее, ведь восточное побережье я изучила, я западное - нет. Я не читала и не смотрела, где люди останавливаются на ночевки, я не знаю предположительных выездов к озеру и даже заправок, и т.д.
Почти сразу при выезде обнаружили мерцающее сквозь деревья озеро. Но остановиться там нельзя. То есть, пришлось бы машину бросать на дороге. Мы в общем проехали 85 км. Мы заезжали почти на все левые повороты. И возвращались обратно. Мы проходили пешком, и понимали, что не проедем. Мы расспрашивали в деревнях, и тоже понимали, что не проедем. И озеро-то рядом, а выехать к нему не получается. Мы друг друга успокаивали, что, в конце концов, заночуем просто в лесу, не у воды. Нам же только переночевать, да костер пожечь, чай сделать.
Мы заезжали на карьеры, дачные посёлки, на заводы, на пристани. Мы увидели всевозможные берега Онежского озера. И чуть было не поставили палатку на небольшом участке возле воды у дороги рядом с кварцитным заводом ))))
Дорога не хорошая. Опять особо не разгонишься.
Так мы доехали до Шелтозера. Это было последней точкой на Онежском по карте, где дорога шла вблизи его. Не с первого раза мы попали на дорожку, ведущую к озеру. Мимо каких-то лесопилок, по написанным на стенах указателях "к озеру", по рассказам местным. Последний отворот меня испугал. Но там стоял парень, он сказал, что дорога проезжаема, что не надо пугаться. Правда, не до самого озера - там песок. Прошелся со мной, показал её. Дошли до глубокой лужи. Но я уже была готова на всё. По лужи не поеду, а палатку поставим прямо здесь…
Так мы притулились на очередную ночь.

Шелтозеро - Вознесенье (паром) - Вытегра - Липин Бор (25 июня)

Шелтозеро

В Шелтозере мы опять остановились около 12 ночи. Поставили палатку, вскипятили чай, легли спать. На этот раз было немного темнее, наверное, потому что в лесу и южнее. А обычно я в палатке могла читать. С утра всё собрали, и вышли уже заново к озеру. (Машина осталась до лужи). Берег немного похож на Шальское. В этом же месте в озера вливается река. Озеро по всему побережью, где мы останавливались мелкое, радость для малышей. Чтобы окунуться, надо уйти за горизонт, наверное, но так как вода ледяная, то мы и не стремились. Присядешь, ополоснешься, и хватит. Здесь ещё и песчаные острова получались, до которых можно дойти вброд. На машине вокруг Онежского озера
В Шелтозере мы дождались наших родственников. Было уже часа два дня, когда они приехали. Мы на костре приготовили обед, чай. Сами назагорались. Кстати, днем на пляже образовалось очень много народу. Максим у нас опять накупался и наползался в песке. Поехали дальше.
Произошел с Лешей - водителем второй машины - интересный диалог. Я говорю, что не гоню, что не превышаю больше, чем на 10. Леша сказал, мол, хорошо, тогда встретимся в Вознесенье. И тут же мы выехали на грейдер, по которому ехали обе машины не больше 50! ))) Кстати, едешь по каким-нибудь колдобинам и на скорости максимум 40 км в час, подъезжаешь к знакам разрешенной 70 или рекомендуемой 60. Чувствуешь себя полным лохом…
А ещё Леша с Ирой пытались всё время куда-нибудь отвернуть. Мы, конечно, отворачивали с ними, но мы-то уже знали….. куда ведут все отворотки в сторону озера. Либо к заводам, либо к участкам, где не проедешь.
Так мы доехали до Вознесенья. Вернее, не совсем так. Иногда дорога превращалась в то, с чего начинались трудности на подъезде в Ольково. Меня это пугало, потому что объезд придется совершать на пятихатку, если вдруг не проехать.
Но мы не спешили, ехали в облаке пыли друг от друга. Иногда встречались куски убитого асфальта (лучше б не встречались), но в основном грейдер.
Меня изначально пугал паром. Как на него заехать? Там сложно припарковаться? Там никто меня ждать не будет, надо всё делать быстро! Леша пожал плечами на мои сомнения и отрезал, что после Ленинградской области ему ничего теперь не страшно. Изначально нам повезло. Пока мы подъехали, пока осмотрелись, уже и паром подошел. А после этого рейса - перерыв на пару часов. Поставила машину я удачно и тут же начала бояться выезда с парома ))))
Мы обсудили и решили, что ночевать будем в Липином Бору. Ура, хоть что-то мы знаем. Есть цель! Ребята уже несколько ночей спали прямо в машине, а мы разобьем палатку на берегу.
До Вытегры опять ужас-ужас. Я мечтала о дороге, на которой не надо задумываться про ямы, на которой можно расслабиться и смотреть вперед, а не под колеса. В Вытегре заправка полный бак. И до Липиного Бора дорога уже более менее.

Липин Бор - Ферапонтово - Кириллов(26 июня)

Белое озеро

Ночью мы слышали комментарии проходящих по берегу: в палатке? Вот бедные. И с утра нас спросили, не съели ли комары. Мы уже к ним привыкли. В палатке комаров нет, а для улицы у нас одежда и крема.
Повезли наших "гостей" по местам Вологодчины. В Ферапонтово я давно хотела попасть. Была в детстве. Фрески Дионисия и всё такое. Пришлось увиденное комментировать, чтобы Максим, которого я носила по музею на руках, не возмущался, и чтобы ему было интересно. Максима впечатлила "мама с малышом". Мы отходили от это фрески, и Максим требовал снова к ней возвращаться. На всякий случай пояснила, что это мама Мария, а не мама Максима )))) И в Кирилов мы поехали из-за гостей, хотя нам тоже нравится гулять там. Особенно впечатлило, как мы вышли к озеру, расположились под стенами монастыря, а мама нашла где-то в городе кулинарию и принесла нам пирогов ))))

Ферапонтово

Кириллов

Заключение:
Наши поломанные друзья ждали своих спасителей ещё долго после нашего отъезда. Те приехали на микроавтобусе, полные запчастей. Они меняли аккумулятор. Но в середине дороги оказалось, что поломка в генераторе. Но и он был с собой. Поменяли. Они вернулись в Вологду в пять утра.
Наши южане посидели у нас в гостях в Вологде, потом мы ходили на набережную погулять, и они поехали дальше - неугомонные.
А мы… Я думала, это с гор тяжело возвращаться. Оказывается с дороги - тоже. Максим у меня из квартиры рвется на улицу, а там носится по двору как угорелый. А ведь раньше, чтобы уговорить гулять, приходилось целый спектакль разыгрывать. Мне всё время хочется сесть за руль и куда-нибудь ехать. Я с ужасом думаю о московских буднях: дом-двор-дом-двор. Всё-таки затягивает дорога….