фотографии

Ф о т о р е п о р т а ж и

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия.
Автопоездка в Скандинавию.


Июль 2011
фотографии фотографии

Перед прочтением.

Я расписала подробно номера дорог и постаралась описать сами дороги, по которым мы ехали. Сама я, когда планирую путешествие, интересуюсь такой информацией, проезжаема ли дорога, каков на ней скоростной режим, не ремонтируется ли она в данный момент. Ну а тем, кто читает мой отчет ради фотографий и описания мест, можно пропускать эти цифры, надеюсь, они не помешают восприятию.

Вступление. Зачем?

У меня было две цели: "Лестница Троллей" и берег океана.

У Ромки - заехать на велосипеде на "Лестницу Троллей". Я бы тоже заехала. Но в этот раз Ромка катался, тренировался и ездил марафоны, а я - по обстоятельствам, если успевала хотя бы катнуться. Так что, маршрут надо было планировать так, чтобы было время на тренировки.

Первое. Прибалтика. Цесис. Дорога к морю.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Из Москвы выехали в пятницу в 6.30 утра. М1 ремонтируется. Если полтора месяца назад мы стали разочаровываться в этом шоссе, появляются дыры и неровности, нынче мы её реабилитировали в своих глазах. Наконец, решились срезать угол от Смоленска до Витебска по А141. Вот мы напуганы российскими дорогами, и два года накручивали лишних 60 км. Дорога оказалась замечательной. Смысл имеет.

Приехали на заправку в Верхнедвинск, а 95-го бензина нет! "Сейчас с ним в Белоруссии проблемы, в Витебске, может, найдете!" Ну вот, первая план первой экономии средств провалился. Заправляться пришлось уже в Европе.

Едем через Краславу. Меняется ли что-то в этом городе? Вообще, мы поняли, что в Латвии ремонт дорог - этот как ремонт квартир - дело непрогнозируемое по времени, приближенное к вечному. 3 реверсивных светофора. По второй полосе яма в метр глубиной вместо дороги.

Дальше по А6 мы поехали до Плявиняса, свернули на 78 дорогу. Собирались по Р31 доехать до Цесиса. В какой-то момент на одной из карт мы обнаружили, что частично у 78 и у Р31 покрытие грунтовое. Это нас ввело в недоумение. Мы не поверили. Да и сворачивать было поздно. И…. скоро мы оказались на грунтовке. И не просто на грунтовке, а на "ремонтируемой" грунтовке, опять же с реверсивным движением со светофорами. Машины встречаются редко, но обязательно тогда, когда решишь поехать на красный…. Разъезжаться мне не понравилось, стали дожидаться зеленого.

Доехали до Эгри, стали спрашивать у людей, как нам выехать скорее на асфальт. Мои комментарии: "Дорога лучше, чем к маме в деревню". Ромкины: "Знал бы, не позволил на машине тебе туда ездить!" (надеюсь, была шутка)))) А в Эгри нам сказали, что мы заехали в самую депрессивную центральную Латвию. Комментарии автомобилиста: "Я бы на иномарке там не поехал!" Ха-ха.

В Эгри ведет только одна асфальтированная дорога, но в этом случае придется делать крюк в километров 100. Так что мы поехали по Р33, которая где-то через 10 километров стала асфальтированной. Выехали на Р30, доехали до Приекуле. Места знакомые, здесь мы были 2 года назад. Долго искали проезд в Цесис, нам нужен был кемпинг за городом. То есть, его я знала, но готовы мы были на любой и поближе. Крутимся по городу, ничего не понимаем, не хватает указателей. Спрашиваем: "Как проехать в Цесис?" "Вы уже в Цесисе!" о….

В Цесисе тоже глобальный ремонт дорог - это, когда проезжую часть выкапывают на метр вниз, и выкладывают слоями и, как мне кажется, по времени - выкладывают годами!

Зато нас навели на кемпинг поближе, в полутора - двух километрах от центра. Кемпинг на берегу реки Гауя, с великолепным песочным пляжем. По этой реке нас потом весь день развлекали сплавляющиеся лодочки, каноэ, байдарки, всевозможные плоты и отдыхающие на них веселые компании. Некоторые плоты были оборудованы словно стоянка отдыха, вплоть до мангала. Речка с сильным течением, но мелкая, можно перейти вброд. Вокруг - лес с пешими и вело тропами. На велосипеде и пешком мы исследовали окрестность. Обнаружили горнолыжку. Обнаружили великолепной красы скалы. Место с ними в лесу выглядело немного устрашающе. Я Максима повела на экскурсию в "сказочный лес", казалось, каждую минуту откуда-то выйдет баба Яга или леший.

На территории кемпинга много волейбольных площадок. В волейбол играли всё светлое время суток сменяющиеся компании.

Для Максима основным развлечением служили детская площадка с лазалками и батут. Это новое веяние, огромные батуты мы наблюдали везде, во всех кемпингах, практически в каждом дворе с частным домом наравне с надувным бассейном )))

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


И так, в Цесисе мы остановились, потому что там был веломарафон. Пока Ромка катался, мы с Максом развлекались и отдыхали. Потом каталась я. В кемпинге мы задержались на 2 ночи. Целый день было солнце и очень сильный ветер, который к вечеру надул облака. Было тепло, дождь накрапывал минуту, а к ночи всё вокруг стихло.

На следующий день у нас паром из Таллинна в Стокгольм. Удобнее было бы из Риги, но за 3 недели, когда мы покупали билеты, из Риги не было мест!

С утра мы позавтракали, собрались и поехали до Таллинна 350 км.

Паром в 6 вечера. Надо быть не позднее, чем за час. Мы успели поесть в кафе и прогуляться. Погрузка на паром была очень внятная и быстрая. За час до отправления мы расположились на многолюдной палубе, где была живая музыка, кафе и куча фотографирующих виды туристов.

У нас была не самая дешевая каюта, но и не дорогая (без иллюминатора, вместо него зеркало). У меня был опыт паромной переправы с Кипра, и я помню что-то узкое и неуклюжее. Сейчас наша каюта представляла из себя компактный, но удобный гостиничный номер, и после ночей в палатках мы чувствовали себя в ней шикарно. По телевизору интересным каналом была видеокамера с рубки капитана.

На пароме была игровая комната и детская анимация. Народ таскал огромными коробками алкоголь, особенно пиво, из DutyFree, сидел в барах, смотрел развлекательные программы в залах.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Второе. Норвегия.



Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Вход в порт Стокгольма непередаваем. Паром часа два шел вдоль скальных, поросших зеленью, берегов, пробираясь внутрь материка к городу. Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Сразу же хочется сказать о дорогах. Они хороши в обеих странах. Не буду говорить за всю территорию Швеции и Норвегии, но там, где мы ехали, качество дороги было очень хорошее. И что важно - скоростной режим терпимый. То есть, даже, если и въезжаешь в населенный пункт, очень часто ограничение 70 или вовсе без него. И населенных пунктов нет в таком количестве как, например, в Польше.

Есть магистрали. Основные дороги с ограничением 100 или 90. Есть куски по 110. И всё организовано таким образом, чтобы обеспечить максимальную безопасность на дорогах. Самое основное, я думаю - это огромные штрафы за превышение скоростного режима. Мы, конечно, встречали "спешащих", но 120 или 130 не было ни у кого. Не смотря на то, что полиции мы не встретили ни разу (а есть ли она на дорогах?), а о камерах висят предупреждения, по дорогам все едут, часто не превышая даже на 5 км в час. По горам и не захочешь лихачить, но неспешно ездят везде. Ещё мы впервые увидели следующее построение дороги: разделитель стоит даже там, где по одной полосе в каждую сторону. Периодически дорога расширяется для обгона. Или три полосы, и тоже с разделителем. Поначалу дорога без малейшей возможности обогнать вгоняет в депрессию, но ещё по польской поездке я помню, что "тащащихся машин" "здесь" не бывает. Лесовоз несется в горку со скоростью 80 и это нормально.

Мы проскочили Швецию за несколько часов. От Карстада поехали по 61 дороге до границы. Далее по 2, потом по 24, влились в Е6 и проехали Хамар (Hamar). За ним искали кемпинг. Количество кемпингов восхищало. Первые парочку отворотов пропустили, потому что до кемпингов было более 1 км. А потом заехали в один на озере.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Это для нас было впечатление. Огромная территория, заставленная кемперами с пристройками или тентами. И две палатки. Одна из них стала нашей. Оказывается, в кемпингах есть три типа расселения: палатка (самый дешевый вариант), hytter (домик - самое дорогое расселение), и в таком припаркованном кемпере (средний по цене вариант). Расселение в палатке в не самом дорогом кемпинге 180 крон (умножаем на пять). Hytter - самый дешевый 375 крон, в культовых местах - это намного дороже.

Душ - от 5 крон за горячую воду за 4 минуты. Везде стоят автоматы. Мы, не смотря на прохладу, всё равно купались в воде, если она была рядом, и душ нам требовался не каждый раз.

Постельного белья в домиках не бывало. Вероятно за отдельные деньги.

Везде, где мы останавливались, была кухня, место, где мыть посуду (однажды за 1 крону минута горячей воды), туалеты, чистота, батут или детская площадка.

Неожиданно для нас при заходе солнца жутко похолодало. Только что ещё пригревались на солнышке, вдруг раз - и зуб на зуб не попадает. Иногда к вечеру холодало до +5. А в горах +10 и днем могло быть. Если светит солнце - тепло даже при ветре. А при его заходе хочется надеть на себя всё и спрятаться в палатке. Но темнело поздно, к тому времени мы готовы были спать. И никаких докучающих насекомых!!! Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Наутро мы позавтракали, собрались и поехали дальше. Таково утро у нас было каждого дня )))

У нас не было местных крон, и мы решили обязательно немного поменять на мелочи. Я начиталась, что за проезды по некоторым туннелям берут деньги. Наперед скажу, за дорогу, туннели, мосты по нашему маршруту мы не заплатили ни разу. В остальном предполагалось оплачивать карточкой. До Скандинавии мы всегда везде оплачивали услуги картой по нормальному курсу и не знали бед. Здесь у нас началась чехарда. То один курс, то другой, то комиссия, некоторые оплаты были просто безобразно завышенными. Когда в Москве стали с чеками выяснять, в чем дело, оказалась какая-то сложная система с блокировкой средств. Например, вставляешь карту на бензозаправке, определенная сумма блокируется сразу. Потом снимается то, что нужно, остальное остается. А sms-ки приходят в своем режиме. Они нас пугали. Когда сверили, оказалось всё четко по курсу.

Крупный город по дороге Лилехаммер, столица Олимпиады 1994 года. Заодно проехались и прогулялись по городку, заглянув на олимпийский объект. Комиссию за обмен 150 евро сняли 250 рублей. Уф… Норвегия.

Ещё одна из наших возникших традиций. По дороге мы выбирали живописное место или стоянку, где готовили еду на горелке, кушали и отдыхали. В этот день была замечательная оборудованная стоянка ещё и с детским комплексом.

С Е6 мы свернули на Е136 в сторону Андалснеса. С этих пор можно забыть окончательно о скорости более 80 км в час. Но, если честно, она не нужна уже давно. И дороги не способствуют - извилистые, и вокруг слишком красиво. Погода ухудшалась. Над горами впереди мы наблюдали облачность. И чем выше и ближе мы к ним поднимались, тем пасмурней и мокрее становилось. И вот полил безусловный дождь. То, что творилось по сторонам, нас изумляло. Я видела где-то фото норвежской дороги, с которой виден водопад. Не поверила. На первый водопад с горы мы живо отреагировали, на второй - тоже. Но когда с двух сторон с гор текли бесконечное число этих тонких струй водопадов, мы устали даже фотографировать. Может быть, такому количеству способствовала дождевая погода, не знаю, но зрелище было захватывающее.

А наши грустные предположения о непогоде там, куда мы стремимся, оправдывались.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

В тот день мы решили "шикануть" и поселиться в домике. Кемпинг был почти сразу же на съезде к дороге Троллей. Я его приметила по интернету. Нам дали самый маленький домик, единственный свободный, за 500 крон. "Очень дешево. Народу мало, потому что непогода" - объяснил хозяин. Свой малюсенький домик мы так и прозвали "домик Троллей". Да и сам кемпинг был очень маленьким и уютным. В домике две двухъярусные кровати, тумбочка, зеркало, электроплитка, пару стульев, и шкафчик с посудой. Сквозь маленькое окно свет с трудом пробивался, а лампа внутри светила так тускло, что в ней не было смысла. А ещё местная фишка - это поросшие зеленью крыши домов.

Через какое-то время подъехала другая машина с туристами, кстати, русскими, её развернули, объяснив, что мест нет. Они пожаловались, что по соседству тоже уже всё занято.

Мы забрались в свой домик троллей, включили электрическую плитку, включили тусклый свет, сделали чай, и наслаждали наступившему сухому уюту.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Решили не ехать в этот день к "стене троллей", подождать, вдруг наутро погода изменится.

Можно догадаться, что ничего не поменялось. Делать нечего, мечта о заезде на серпантин на велосипеде остается. Мы поехали на машине.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Дорога 63. 15 км равнины и началось. Потянулись экипажи. Кемперы, легковые, автобусы. Аккуратные разъезды и остановки на каждой смотровой площадке. Дух захватывает, таких дорог у нас ещё не было. Двигатель ревет и тянет машину вверх. Вокруг облака окутывают вершины, мы едем в туман, мы едем туда. Льёт дождь, и со всех скал срываются вниз потоки воды. Наконец, видимость стала совсем плохой, но мы уже на вершине. Надели всю теплую одежду, что у нас была, даже шерстяные шапки, которые купили себе за день до этого как сувениры. А Максим навсегда поверил, что "лестница Троллей" до неба, мы ведь гуляем в облаках!

Когда мы поехали с другой стороны вниз, мы наблюдали пейзаж горного плато. Раскинутые просторы поросших травой и мхом камней. Почти нет высокой растительности. Суровые огромные валуны соседствуют с мелкой галькой. И множество озер и озерков.

Потом мы рассуждали, что вполне можно подняться и здесь поставить палатку для ночевки. Сидя в обогреваемой машине, мы уже забыли, как ночью мерзли внизу.

Спустились ниже, появилась жизнь, то есть, деревни, хозяйства и хутора. И вдруг много-много клубники. Её продавали прямо с грядок на дороге. "Откуда в Норвегии клубника!? Да ещё в горах в августе?"

Потом потеплело, с +5 до +11, дождь стих, мы ехали по сухому асфальту. Появились леса. Несколько виражей и мы на берегу фьорда. Мы поехали по 650 вдоль берега. А затем на Е136 в сторону города Олесунн. Погода стала окончательно солнечной. И не верилось, что где-то рядом совсем по-другому. Там мы по 658 дороге поехали до крайней точки, выходящей на море. Для себя я определила, что это уже Атлантический океан. Берег Норвегии изрезан фьордами, а ещё кучей мелких островков, поэтому волны останавливаются естественными молами.

На самой крайней точке расположен маяк, парковка, каменистый пляж и рядом настоящий, как из Бразильского сериала, песочный ))))

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Дорога на этот остров шла по полуостровам и островам, пересекая море 5 раз. 3 из них - были туннели километра по 4. На карте я видела петли дорог, объяснение им было выезды или въезды в туннели, которые шли по спирали.

Городок на мысе того острова называется Алнес, он состоит из "игрушечных" домиков и двориков. Дорога FV127. Дорога однополосная, так же как туннель, ведущий в город. Специально обозначены знаком "М" - места для разъезда со встречным транспортом. Рядом с сухопутными туннелями есть обход\объезд для велосипедов и пешеходов (пеших туристов).

Тролли были везде. При въезде в страну огромная скульптура Тролля. У многих кемпингов и в сувенирных лавочках большие и маленькие, магниты и скульптурки, на майках, пакетах, открытках.

А ещё повсюду выстроены пирамидки из камней. Конечно, мы выстроили свою тоже.

Мы завернули в город Олесунн, известный своим Ар-нуво. Да, город отвечает запросам туристов, и туристов в нем предостаточно. Мы простояли в пробках, разглядывая в очередной раз старичков-путешественников, прогуливающихся по улицам. Недавно мы узнали, что в Норвегии пенсионный возраст наступает то ли в 70 лет, то ли в 75. И люди не просто доживают до этого возраста, но и остаются здоровыми и готовыми смотреть мир. В кемпингах полно именно пожилых (о!!! им почти 80) туристов. Веселыми компаниями или парами мы наблюдали их везде.

Часть Олесунна - это Венеция, дома находятся в воде. Дома красивые, разнообразные, и яркие. Хотя яркими красками дома покрашены по всей стране.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Мы по Е39 собирались спускаться на юг. Там был проложен мой дальнейший маршрут до Осло. По пути три паромных переправы, уже на первой при выезде из Олесунна мы поняли, что такими темпами ехать мы будем долго. Ещё раз просмотрев карты, мы нашли путь другой. В Волде мы не остались на переправе, а поехали в объезд фьорда по дороге 651. Далее мы видели дорогу, которая пересекает 651 и 15. Но, уже подъезжая к ней, обнаружили на карте приписку, которую, наконец, перевели "будет построена к 2012 году". Мы не пожалели, что вместо парома у нас получился объезд в 40 км. Дорога вдоль фьорда вдоль скал. Правда, частично в ремонте и в реверсивном движении. А мы уже пускали слюни, представляя, как когда-нибудь мы здесь на велосипеде!!!

Мы опять поехали по Е39, а потом свернули на 15. Маршрут мы свой поменяли. И Осло с его Вагеланном и Мунком осталось на будущие поездки.

Где-то там мы и остановились в чудесном кемпинге. Из всех мест наших ночевок, кроме романтичного "домика Троллей", это было самым самым. Ромка укатил на велосипеде, а я осталась на хозяйстве. Отправив Макса на батут, поставила палатку, расстелила в ней все. Разобрала свой стул, налила чай, и села…. Передо мной сумасшедший вид на озеро, обрамляемое горами, на склонах некоторых лежали плиты снега. Солнце, отражающееся в облачках над вершинами, заигрывало перед сном. Где-то вдали шумел водопад. Кемпинг уютный, и единственный по этой дороге на берегу озера, все остальные, с другой стороны дороги.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Утром поехали дальше (дорога 15). Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Дорога была живописна, шла по каньону, вдоль горной реки с порогами и водопадами, возле которых есть точки обзора и тропинки к ним. От дороги 15 вправо уходит часть дороги 258, отмеченной как туристическая. Можно представить её великолепие. Но мы решили поехать дальше, чтобы свернуть на… 63! Так эта же та же 63, только с другой стороны, по которой расположена наша лестница Троллей. А мы поехали до попсового места Гейрандер. Сперва дорога шла, медленно поднимаясь в гору. Мы выезжали на плато с бирюзовыми озерами, луговыми холмами с разбросанными, вероятно, Троллями камнями и скалами. По вершинам обтекающих долину гор лежал снег. Ветра не было, и озера очаровывали своей зеркальностью. Что было с проезжающими туристами - не передать. Все одинаково тащились, останавливаясь на всех расширениях дороги, на всех парковочных заездах, а иногда, прямо на дороге: фотографировали, любовались, снимали на камеру.

И вот, 1000 метров. Памятный камень повествовал об этом. Начался серпантинный спуск, и от его вершины мы увидели… другую "фотографию из интернета". Другой резкий завораживающий серпантин. А у его подножья тот самый город Гейрандер, где находится чудесный и много посещаемый фьорд.

Обратно вверх Ромка поехал на велосипеде, а мы на машине. Поднялись до озера и стали готовить еду. Поднялся ветер. Мы укрылись в камнях, и, не смотря на яркое пригревающее солнце, надели мы на себя всё теплое, что было в машине.

Мы опять выехали до 15 дороги, и поехали до Отте, где выехали на знакомую нам Е6. По дороге был чудесный деревянный город Лом.

Обратная дорога была тем же маршрутом. Только останавливаться мы решили в кемпинге ближе к границе.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей. Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Третье. Швеция.



Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Мы проскочили Швецию по дороге в Норвегию на одном дыхании, а на обратном пути приехали в городок Ньюнасхам (Nynasharm), откуда у нас был паром в Вентспилс (это Латвия). И в этом городке у нас было полдня. Сперва мы ходили по центру в поисках опять же валюты (не нашли), в туалет, который обслуживался монетами, попадали, выжидая, кто из него выйдет, чтобы открыли дверь. А потом поехали искать побережье, где можно покататься на велосипеде. Интуиция нас привела в массовое спортивное место. Парк, кемпинг, изрезанный берег моря, скалы, камни. Это были очередные чудесные полдня. А уж когда я села на велосипед и поехала по этому парку, восторгу моему не было предела. Грунтовые дорожки вели вдоль нескольких небольших лагун, и даже на косу, а, когда передо мной пробежали два олененка, и не убежали с глаз долой, а остались есть траву рядом, где я ехала, я была окончательно поражена.

Дальше был паром.

Разницу между Таллиннским туристическим паромом и паромом нынешним мы прочувствовали сразу же, когда было не ясно, куда проезжать на него, как регистрироваться, что вообще делать?! На пристани на парковках стояли сотни фур. Легковых машин почти не было. Возле касс и стоек регистрации толпились мужички. Заехали мы на паром, отправились на ресепшен получать ключи от каюты, а вокруг нас…. Так мы и прозвали этот паром "паром дальнобойщиков". Семей с детьми было две или три, робко таились где-то по уголкам. Фуры загоняли в нижний отсек парома, легковые заезжали на палубу. Их было штук 20-30, а фур несчетное количество. Номера легковых в основном латвийские и литовские. Каюта была так же без иллюминатора, но несколько просторнее таллиннской. Хотя без телевизора и с плохо настроенным душем. За стенкой и в коридоре полночи мы слышали как проводят время на паромах водилы. Шумно и пьяно. Но нам это не мешало, мы спали.

Четвертое. Вентспилс и дорога к дому.



Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.
Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.

Как актуально. Максим всё лето, во всех поездках смотрел бесконечное количество раз мультфильм "В порту". Пока мы шли по каналу вдоль огроменного грузового порта мы Максиму всё, о чем пелось в мультике, показывали. Словно сам мультик сделан по картинке с Вентспилса. И лесовоз, и грузовая дорога, бессчетное количество кранов, угольный погрузчик и т.д.

Долго ждали, пока разгрузят нижний отсек. Сначала выехали все фуры, потом стали выпускать легковые.

А нам надо успеть на Ромкин веломарафон, который мы даже не знаем, где находится! Поездили по городу, начали расспрашивать, и нас отправили к одной горе, сказав, что "там всё начинается". Случилась мелкая неприятность. Мы зарулили в один кемпинг, а, выезжая задним ходом, снесли знак-кирпич. Окно-то у нас завалено, видно только в боковые зеркала, а знак стоял по центру. Смылись. Забегая вперед, скажу, что потом мы вернулись признаться.

Приехали мы в парк развлечений. Подготовка к соревнованиям шла полным ходом. Собралось масса народу, очень много детей. Были детские велозаезды. Мы с Максом залезли на гору, погуляли на детских аттракционах, отправились на машине в центр как обычно менять валюту. Потом поехали искать море. Нашли узкоколейную железную дорогу, которая сейчас работает как аттракцион, дошли до шикарного огромного пляжа. Светило солнце, настроение у всех было субботнее, а город и его содержимое и происходящее оставляли впечатление праздника во всем и у всех.

Закончив гонку, упаковав вещи и велосипед в машину, мы решили всё-таки вернуться в кемпинг и признаться про знак. Это наше второе нарушение за поездку в Европе. Первое - когда я в мойке для посуды, ещё в кемпинге Троллей, бесплатно мыла голову горячей водой. Не знаю, что серьезнее.

Москва-Цесис-Таллинн-Стокгольм-Олесунн-Ньюнесхам-Вилтспилс. Латвия-Эстония-Швеция-Норвегия-Швеция-Латвия. Лестница Троллей. Стена Троллей.


На Ромкино заявление о знаке администратор вздохнула: "Что, опять? Да его уже сотый раз сносят. Езжайте уж!"

И мы отправились домой. Разумеется с предполагаемой ещё одной ночевкой.

Дорога ужасна. Вдруг пугающая табличка: впереди ремонтные дороги. И понеслась. Опять реверсивное движение. Опять едем не быстро. Ох уж эта Латвия!

Ригу проехали, коснувшись по юго-востоку и далее в сторону Даугавпилса. Стал накрапывать дождь, но температура, даже притом что стало темнеть, не опускалась ниже 18. За Кокнесом наш gps вывел нас на кемпинг. Мы рассуждали, кому нужны эти кемпинги в глубине страны, а наткнулись на шумную вейк-вечеринку, участники которой выкупили весь кемпинг. Палатку нам разрешили поставить, мы постарались углубиться подальше от эпицентра гулянки. Уложив Максима в палатку, пошли купаться, то есть, смыть с себя дорожную пыль. А потом долго сидели на улице и пили чай, наслаждаясь тем, что ночью можно существовать на улице даже сильно не утепляясь.

Следующий день был посвящен дороге в Москву.

Свела с ума нас Белоруссия в лице Витебска. В одном кафе у нас не считалась карта (нет связи), после того, как мы набрали еду на подносы, в другом нам меню предложили по московским ценам. Но даже так - принесли чуть теплую солянку, а вместо двух жаркого, только одно. И порции малипусенькие. Жаркое холодное. Накормить попытались хотя бы Максима, сами решили купить еды в магазине. В магазинах долго считывали с карты. Наконец, получилось. А в другом отделе не получилось. А когда мы без желаемой покупки (был сыр) вышли из магазина, пришло 2 sms-ки, что деньги сняты!!!

Белоруссия портится. И это вызывает большое сожаление.

К Москве подъезжали уже к 11. Пробки, разумеется, были. Температура повышалась, хотя уже давно темно. +25, +27, +29…. Что происходит?!

FromIrish



фотографии