Ф о т о р е п о р т а ж и

Путешествие на машине. Россия-Белоруссия-Украина-Россия (Азовское море).


август-сентябрь 2009

Автопутешествие, август-сентябрь 2009

Москва - Могилев - Чернигов - Новомосковск (Днепропетровская область) - Ростов-на-Дону - Должанская (Азовское море) - Москва.

Могилев. Максим на соревнованиях.

Получился забавный момент. Мы, задумывая очередное путешествие, собирались экономить. А, значит, жить, когда доедем до моря (3 дня), в палатках. Но Ромка собирался брать с собой велосипед, а это значит, что места в машине становится ограниченно. Палатки, спальники, коврики, велосипед, три рюкзака с роликами, и куча остальных вещей. Мысль о покупке верхнего багажника зрела давно. Но на него нет денег. Почему бы не взять в прокат? В общем, выбрали контору, заказали доставку и установку, и даже оплатили залог. А когда посчитали, то вышло, что на море за проживание мы тратим 3000 рублей, и живём в условиях, а за багажник за прокат мы заплатим 4500 рублей. И жить будем соответственно в палатках. Да ещё и с багажником возиться. Перемудрили. В последний момент отказались. И поехали отдыхать как люди. Могилев. Максим на соревнованиях.

Белоруссия. Могилев. Чемпионат области по роликобежному спорту.

Обожаемая М1, не требующая дополнительного описания. На границе грандиозное строительство и ремонт. Дороги к кордону расширяют. Пока же неразбериха. Фуры нагло забивают все подъезды, приходится по встречке или обочине подъезжать к шлагбауму, где легковушки с российскими номерами пропускают без вопросов. Далее поворот на Оршу и проторенная прошлым годов дорога на Могилёв (Е95).
В Могилеве мы поселились во второй по дешевизне гостинице "Сигнал". Первая - это жить в корпусах при стадионе. Но в комнатах по несколько человек, и душ в соседнем здании. Наш номер был по-советски аскетичен, сантехника скупа, но главное хорошо работающая. Телевизор без пульта, постельного белья в первый день не хватило (прачка в отпуске). Машины брошены на дороге, ни о какой парковке речи нет.

Могилёвские ночи.

Мы далеко от Москвы, и получаем кислородное отравление. "Здесь даже звёзды видно?!" Ну… В данном случае это говорит не о чистоте неба, а об отсутствии освещения в городе.

Соревнования.

Первый день соревнований прошёл при солнечной жаркой погоде. Максиму дали возможность пробежать тоже. 50 метров он на этот раз проехал сам, Ромка шёл рядом. Было местное центральное телевидение, изъявили желание снять нашего юного спортсмена, но в это время "спортсмен" спал в коляске, раскинув руки и ноги, и прикрыв лицо кепкой.
А вот в середине второго дня пошёл дождь. Соревнования остановили. Небо полностью затянуло, и поливало безостановочно. Пообедав в центре города местной пищей, мы двинулись в сторону Украины.

Украина. Чернигов. Новомосковск.



Чернигов.

Граница.

Машин на белорусской стороне было мало. Меньше десяти. И мы даже остановились в очереди где-то пятыми. Но тут началось: транспортный сбор (5 долларов в любой валюте), заявление на который Ромка переписывал два раза. И дальше бы переписывал, если бы я во время с Максимом не подошла. Малыш бурно выразил своё негодование. Чиновник нахмурился от очередной Ромкиной ошибки, обижено вздохнул, но разрешил просто исправить.
Мужчина перед нами заполнял своё заявление в четвертый раз.
Кстати, на Латвийской границе никакого заявления мы не писали, просто заплатили в кассу.
Можно было заплатить налог при въезде, но тогда нам пришлось бы платить за все дни, проведённые в стране. Чернигов
В результате все машины, стоявшие за нами, на украинской таможне выстроились перед нами. И в принципе там машин было больше. Запускали партиями. Очередь шла довольно-таки живо. Мы сразу же взяли миграционные карты, чтобы заполнить их ещё в очереди. Ромка свою переписывал раза три. Я, в конце концов, отправила его гулять с Максимом и сама заполнила всё с первого раза.
Всё прошло безболезненно. Тут одно показали, там другое. Тут паспорта, там документы на машину. Таможенник не стал досматривать багаж, пожелал "счастливого пути", но вдруг нас остановил другой и решил всё-таки досмотреть. Ну вот, совсем заняться не чем? Полез в салон, в бардачок. Увидел пачку подшипников, долго вертел её в руках. Объяснила, что это. Вряд ли он понял.

При выезде нас остановили в очередной раз со словами: "Проверяем страховки". Сразу поняла, что-то не то. (Я же предупреждена Интернетом обо всём))) Даём Грин-карту.
- А медицинские страховки оформляли?
Ромка вопросительно посмотрел на меня. Я ответила:
- А нам не нужны, спасибо.
- Так у вас нет? Проезжайте туда и идите оформлять.
Ромка начал гнать:
- У нас есть российские Росно, которые действуют по всему миру.
- Так я вас и спрашиваю, оформляли ли вы, - обиделся таможенник (ну, скорее всего страховой агент))) Чернигов

И так, на границе с Украиной при пересечении её на машине требуется:
Тех паспорт на машину. Права водителя. Паспорта на взрослых и свидетельства о рождении на детей. ГринКарта - ОСАГО, действующая на территории Украины, Белоруссии, Молдавии - стоит чуть больше 500 рублей. Мы оформили в Москве в Росно, чтоб не терять времени на границе.

Всё остальное - разводки умельцев.
Все те, кто вперёд нас прошёл украинскую границу, потом стояли там, куда отправили и нас, и оформляли свои медицинские страховки.
Кстати, я слышала, что на территории Белоруссии действует наше государственное российское медицинское страхование. Не знаю как на Украине. Если быть до конца ответственным, то застраховаться стоило бы. Но в известной страховой компании, а не там, куда отправят на границе.
Времени на границе провели 2 часа.

До Чернигова.

Продолжали движение по трассе Е95. Дорога по одной полосе в каждую сторону. Машин мало. Качество покрытия сносное.
Слышала про следующие разводки: перед городом (Чернигов) стоит знак - запрещен транзитный въезд. Есть объездная дорога. Но, если решишь ехать через город, за знаком машины с российскими номерами караулят гаишники, куда, мол, едите. Если назовёшь точку следования другой город, говорят, платите штраф. Хотя, что такое транзит, и с какой стати я не могу въехать в город, например, покушать? Поэтому во избежание "лишних базаров" лучше сказать, что направляетесь именно в этот город.
Я же наоборот ждала, чтобы нас остановили. Солнце село, стемнело, и я бы не прочь, чтобы нам уже на въезде в город подсказали направление, куда нам ехать ))) Но засады не было….
У меня была распечатана карта города из Интернета, и были адреса некоторых гостиниц. Без труда или даже случайно мы подъехали к той гостинице, которая меня больше всего устраивала: по цене и расположению (в центре). Гостиница "Городецкая". Двухместный номер стоит примерно 800 рублей. Мы уже готовы были поселиться, кроме проблемы с валютой. Обменника в гостинице не было, и в городе "вряд ли тоже найдете, ведь уже поздно!" (8 вечера) "может быть у менял"
Выехали в самый центр (где "Макдоналдс"). Действительно, все обменники закрыты. Решили зайти в гостиницу "Украина". Но и там обменника нет. Охранник "выручил". "Дочь сдаёт квартиру как раз для таких как вы". За тысячу рублей нас поселили в квартире тут же в центре. Квартира чистая и просторная. С полуремонтом, но всеми требующимися составляющими. В целом, мы решили, что нам повезло. Коммерция делает своё дело. )))
Наутро Ромка поехал тренироваться на велосипеде, а мы с Максимом пошли гулять по городу. Все остались довольны. Город понравился. Дождь закончился ещё в Белоруссии, на улице светило солнце, но было свежо.

Чернигов - Новомосковск.

Е95 до Киева - дорога с разделителем. Мы так и не поняли скоростной режим. Опять же в Интернете я читала следующее: по городу - 60, вне города - 90, с разделителем - 110, магистраль - 130. Нигде "документального подтверждения" мы не нашли. И мало того, у нескольких украинцев знакомых спрашивали, люди отвечали нам невнятно про то, что можно ехать где-то 105. "А сколько разрешенная-то?" "Ну… 109 максимум!" "А с разделителем?" "Ну… 109 так же, лучше гарантировано 105" "А по магистрали?" "Да езжайте 105 - точно не остановят!" Дело в том, что на Украине интересная система штрафов: превышение на 20 км, предупреждение. А свыше, не важно на сколько - высокий одинаковый штраф. Так что, сколько разрешенная - не важно, главное, с какой скоростью не остановят.
В общем, по дороге с разделителем мы ехали 130, но за кем-то. А, когда выбрались на хай-вей, там народ носился так, что зацепившись за кем-то на нашем спидометре была цифра 165. Яспросила Ромку: "Ты так и поедешь?" "Не знаю, страшно" (не из-за гаишников, а в принципе)))) И тут нас как стоячих обгоняет джип……
От Чернигова по Е95 мы доехали до Бровар, поехали по объездной и свернули на p03 до Борисполя. Дорога по одной полосе в каждую сторону, движение плотное. Ехать как-то тесновато.
Выехали на трассу Киев-Харьков. До Лубны дорога с разделителем. Дальше чаще по одной полосе в каждую сторону. Иногда лишь встречаются куски с разделителем.
Я выбирала маршруты не самые короткие, а по значимости, я заранее пугалась местных украинских дорог.
Но и съехав на дорогу местного значения p11 на Красноград, нас ожидала тихая однополосная дорога с хорошим покрытием и малым количеством машин.
В Краснограде мы искали выезд на знаменитый Харьковский хай-вей. Это было нечто. Можно было сразу выехать на него в сторону Харькова, но это небольшой крюк назад. Я и не полагала, что иного пересечения в Краснограде нет. Мы поехали по параллельной дороге, сворачивали в сторону магистрали, и проезжали над ней по эстокаде, с которой никаких съездов не было. Ехали по параллельной дороге, и видели сквозь деревья хай-вей, а выехать на него не могли! Наконец, проехали мимо заправки, я настояла вернуться, потому что уверена, что, если заправка прилегает к хай-вею, то съезд, а соответственно выезд на неё должен быть. Так и было. Мы заехали на заправку со стороны нашей дороги, а выехали на хай-вей. УРА! Дорога пустая, огромная, идеальная. Кстати, съезд с той дороги однажды всё-таки появился.
С неё мы съехали на дорогу в Новомосковск. Было уже темно, и поливал дождь. Асфальт по Днепропетровской области зелёный. Дороги делал здесь ещё Хрущев. Делал основательно, но вероятно, с тех пор их только латали. Ездить можно, но они очень старые. А вот в самом городке проезжаемая дорога только в центре. Мы пытались сунуться во двор, вернулись обратно. Машин во дворах вообще нет. Со стороны площади, к которой прилегает нужный нам дом мы поставили машину на газоне. Немного волновались, можно ли так смело парковаться на газоне? А ещё на той площади отремонтированный фонтан. И его ночами охраняет милиция. Так что мы не волновались за оставленную машину ))) Когда Ромкин друг нас вёз к себе домой в частный район на жигулях, мы поняли, что на своей машине нам лучше с центральной улицы вообще никуда не сворачивать!
В Новомосковске мы остались на два дня у Ромкиной бабушки. Оба дня лил дождь. Первое утро мы ещё успели погулять, а Ромка потренироваться на велосипеде. А потом передвигались по улице только от гостей до гостей. Дождь лил основательно, как это бывает в солнечных регионах. Осадки выливаются однажды и все разом. Мы как раз попали на них. В последний вечер в последний момент не успели спрятаться от дождя и промокли все втроём до нитки. А всего-то надо было добежать от машины до подъезда.

Встречи с ДАИ.

Рассказов - море. Но по собственному опыту я уже поняла, что рассказы - это весь встреченный негатив. О том, что всё хорошо, никто не пишет и не сообщает. Вот и кажется, что всё в жизни ужасно. Но чтение всяких историй здорово выручило. Я чётко знала наши права. Проинструктировала Ромку. С ним мы решили, всё тоже самое и у нас, только здесь мы на своей территории, а на Украине на чужой. (На чужой в Прибалтике или Белоруссии мне спокойнее, чем на своей в России))) Мы не нарушали вообще (так же как и не нарушаем в России). Только скоростной режим на допустимую скорость (20). Ну или едем за спонсорами. (Скоростной режим - нарушаем принципиально, но с такими как у нас расстояниями его не нарушать невозможно) Поэтому нас останавливали просто так. Один раз где-то в Лубнах. Ромка опустил окно и вопросительно посмотрел на инспектора. Тот попросил документы. Ромка удивился (словно остановить просто так большая редкость) и спросил: "Я что-то нарушил?" Инспектор на секунду потерялся, но тут вдруг ответил: "У вас много нарушений!" Документы проверил, а потом сказал: "Вот, например, у вас нет желтого талона страхования под стеклом". Мы ему показали нашу Грин-карту и объяснили, что нам талонов не дают.
Второй раз нас остановили в Донецке, увидев через окно меня с атласом, инспектор сразу спросил: "Заблудились?" Конечно, мы тут же спросили куда ехать. А он взамен наши документы. А потом вывел Ромку из машины и заговорческим тоном спросил: "Ничего вчера не употреблял? Вид замученный какой-то!" Ромка показал на велосипед, и сказал, что вид от туда.
Ну, а более всего я боялась, что нас остановит "переодетая" милиция. Поняла главную отличительную особенность: настоящие ДАИшники ездят на машинах ДАИ с синими номерами. А "разбойники" на левых убитых машинах с обычными номерами. Ещё форма и жетоны отличаются, но увы, надо внимательно изучить настоящие, чтобы потом отличать от поддельных. Так вот! Мы реально видели такой "патруль". Смотрим мент стоит, а рядом запорожец! Посмеялись, что дайцы на запорожцах, а проезжаем мимо, и вижу, что номера-то белые.

Ростов-на-Дону. Должанская коса. Азовское море.

Новомосковск - Ростов-на-Дону.

Периодически поливал дождь, но ехать под дождём в эту поездку нам не привыкать. До Павлодара зеленая старая дорога с разделителем. Все дыры аккуратно залатаны. Иногда асфальт черный и новый (относительно времен Хрущева)))) Я была запугана в принципе украинскими дорогами, но пока всё складывалось удачно. В Новомосковске же нас запугали дорогами в Донецкой области. От Павлодара дорога однополосная. Загруженная. Иногда встречаются участки с разделителем. Иногда дорога с хорошей асфальтовой дорогой, на которую заезжают тихоходы, чтобы пропустить.
В Донецке мы заблудились. Объездной нет. Надо ехать через Макеевку. Когда мы в неё заехали, то чуть не уехали в Москву. Пять километров тихого ужаса. Пешком быстрее. Я-то по такой дороге в Карелии ездила, а Ромка был в шоке. Мы даже остановились и решили спросить, не вся ли дорога до границы такая, может развернуться и ехать другим путём?! Но нас успокоили, что так только в Макеевке.
Выехали на дорогу с разделителем. До Харцызка. Потом отворот к границе по тихой однополосной очень живописной ровной дороге.
Граница нас порадовала. Ехали - ни души. А тут некое оживление. Пешком её многие пересекают. Мы подъехали единственные к посту. И тут нас просят посидеть в машине, база не работает.
Так что свои 50 минут на границе мы провели и без очереди. На украинской база минут 15 не работала. А на российской хамоватый таможенник заставлял нас переписывать и переписывать декларации.
По России ехали как по России )))
Ничего особенного. Дорога не изменилась, движение тоже. Так доехали до моря, и вдоль него поехали по Таганрогской трассе до Ростова. Трасса то двухполосная то однополосная. Очень оживлённая. Все едут спешат. А на подъезде к городу нас накрыл такой ливень, что мы ничего впереди себя не видели. Ехали медленно, а куча машин по обочинам стояла с аварийкой - пережидали.
Ростов-на-Дону в прошлом году нас напугал своим броуновским движением. Особенно нас пугали неуместные круговые перекрёстки со светофорами. В этом году, то ли мы готовы были, то ли сами перестроились, всё не казалось таким уж страшным. Но мелких аварий по городу видели множество, больше, чем видим по Москве.

Должанская.

Должанская коса

Два пути от Ростова-на-Дону до Должанской: по трассе М4 до Кущевской, далее в сторону Ейска. Или через город Азов. Мы и туда и обратно ехали по первому пути. А Ромкина сестра с мужем обратно поехали раньше нас и решили ехать через Азов. Дорога местами тёрка, но сэкономили минут 50. Наша дорога заняла часа три, когда мы выехали рано утром и доехали без пробок, и обратно часа 4, потому что по Ростову мы ехали очень долго. Должанская коса
Мы остановили на базе "Казачий берег". База по типу иностранных курортов, когда всё находится на её территории. Пляж, детские площадки, прокат инвентаря, спортзалы, детские игровые комнаты, сауна пейнтбол, кафе, рестораны, магазины. В общем, много всего. Но до совершенства ещё далеко. Много недоделок и руин. Мало зелени. Магазин с продуктами всё время был закрыт. Поесть после девяти вечера негде. Из кранов течет солоноватая вода - чай из неё препротивнейший. И Максима согнали с газона. ))))) У нас был номер с отдельным выходом сразу на улицу. Номер обычный - две комнаты по два человека коридор и условия. Кондиционер, телевизоры, холодильник, чайник, фен. Мы были не в сезон, но народу всё равно было достаточно. Ромка раз в день выезжал на велосипеде по окрестностям, сказал, что всё объездил за три дня и тренироваться ему здесь не интересно. Понравился батут на воде и айсберг, где можно полазить как по скалам. А вообще база отдыха заточена под отдых с детьми. С детьми были почти все. В столовой детские стульчики. Детские кровати предоставлялись по просьбе бесплатно. Конечно мы попросили! Её принесли, но в номер занести не смогли. К тому времени мы уже определили, что спать всё равно Максим в ней не станет )))
Погода до нас была дождливая. Мы приехали на солнце. На третий день утро было хмурое, но к 12-ти опять было солнечно. Море в первый день едва заметно волновалось, остальное время был штиль.
Съездили на саму косу. Доехали до места, где ещё можно проехать. И долго шли вдоль неё по ракушнику. Стаи чаек взмывали в воздух при нашем приближении и присаживались дальше. Периодически нас противно осаждали стаи зеленых мушек. Шли минут 50 в одну сторону. А на взгляд казалось, что меньше километра. С одной стороны буйный Таганрогский залив, с другой тихое бесшумное Азовское море. Замыкаются на конце косы, и продолжает одна сторона волноваться, другая быть спокойной. Максим до сих пор вспоминает: "И там море, и там море!"

Должанская коса

Ростов-на-Дону - Москва.

Выехали в шесть утра, в Москву заехали в восемь. Дорогу расширяют, и было приятно нестись по тем местам, где в прошлом году бесперспективно стояли. Но ещё много тормозных участков, и много, где ещё даже не видно начала работ. А вот магистраль в Московской области ремонтируют. Поэтому одна часть её перекрыта, и движение открыто по другой стороне. Получается по полторы полосы без обочин в каждую сторону, и естественно не по правилам магистрали.

Встречи с ГАИ

Теперь на бедных вечно спешащих водителей найдена управа. Камера, фиксирующая всех нарушителей, и гаишники за поворотом, которые весь поток и тормозят.
За спонсором не поедешь. Вся трасса от Ростова до Москвы оборудована этими камерами. Мы не превышали более 20. Дорога по-прежнему вся в строительстве и ремонте. Много временных знаков, вот там-то камеры особенно любят ставить.
Остановили недалеко от Ростова. "У нас камера. Вы нарушили скоростной режим на 69 км" Оказывается, знак сорок не заметили. Ромка стал отпираться, что знака не было (реально не видели). И что он правда превышает, но не больше чем на 20. Ребенок уснул, вот и еду 110. А то вообще не возможно, только и делаем, что останавливаемся, гундит постоянно. "Ну выбирайте, что для вас лишение прав или штраф 2500?" Но Ромка уболтал гаишника, его отпустили. А мы решили, что не было там никакого знака, раз отпустили. Потому что настроен Ромка был возвращаться и ехать проверять )))
На КПМ не остановились на знак "стоп, контроль" Ромка опять уболтал гаишника тем, что ребенок гундит и всё такое. Опять же, собирался штраф платить по протоколу (500 рублей), вот и отпустили. Что с него невзяточника взять?!

FromIrish
сентябрь 2009